16+   Геральдика.ру   ||   Форум по геральдике   ||   Общий гербовник   ||   Геральдические клипарты
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Поиск по библиотеке:
» БиблиотекаРусская геральдика (1855) / Лакиер А.Б. › [§ 41] Печати московских великих князей...

 

[§ 41] Печати московских великих князей...

§ 41. Печати великих князей Московских(21).
_____
(21) Большая часть печатей московских великих князей напечатана в Румянцевском собрании государственных грамот и договоров. На это издание мы ссылаемся, а у себя перепечатываем только немногие печати как образцы.

Переходя к московским великокняжеским печатям, мы должны предварительно заметить, что и на них отразились те же отличительные черты, какие мы видели и на других княжеских печатях, т.е. что великий князь утверждал грамоту изображением того святого, которого он почитал своим покровителем, а надпись, что печать принадлежала такому именно великому князю, вполне заменяла его подпись. Но рядом с этим типом вырабатывалась постепенно другая идея: Москве было суждено постоянными усилиями, беспрерывною, долговременною борьбою с врагами внутренними и внешними дойти до высших понятий о самодержавии, положить прочное основание самостоятельному государству и расширить его пределы. Это убеждение в великом призвании Москвы, эта борьба во всей своей полноте отразилась сперва на штемпелях монет великих князей Московских, а потом на печати их. Несмотря на все разнообразие изображений этих, наука должна, по нашему мнению, найти в них общие черты, и мы воспользуемся изложенным выше началом при изложении истории московской печати и московского герба.

Следуя порядку хронологическому, мы начнем с печатей именных и отметим:

1) Печать великого князя Иоанна Даниловича Калиты: на его духовной грамоте 1328 г. печать восьмиугольная, с изображением на одной стороне Спасителя, а на другой св. Иоанна Предтечи. Вокруг по обеим сторонам надпись: Печать великого князя Ивана, Она серебряная позолоченная, отличается отчетливостью отделки и тем, что хорошо сохранилась(22).
_____
(22) СГГД. Т. 1. С. 33, 35; Карамзин. Т. 4. Примеч. 325.

2) На договорной грамоте великого князя Симеона Иоанновича Гордого с его братьями (1341 г.), вообще обветшавшей, были привешены две восковые печати; но они до того повреждены, что изображения на них распознать, к сожалению, нельзя(23); но на духовной грамоте великого князя Симеона, в монашестве Созонта, 1353 г. сохранились три печати: одна серебряная позолоченная двусторонняя, великокняжеская, с изображением на одной стороне св. Симона, что гласит и надпись: Семен святый, а на другой подпись: Печать князя великого Симеона всеа Руси. Рядом с этою великокняжескою висят две восковые односторонние и, по-видимому, перстневые печати, приложенные, вероятно, не вел. кн. Симеоном, а монахом Созонтом: на одной из этих печатей изображена персона, по очертанию лица и по форме - античная гемма, а на другой - малый шестиугольник, внутри и вокруг его непонятная надпись(24).
_____
(23) СГГД. Т. 1.С. 37.
(24) Там же. С 38.

3) К духовной великого князя Иоанна Иоанновича 1356 г. привешена серебряная позолоченная двусторонняя печать, на которой изображен с одной стороны св. Иоанн с надписью: Aгioc Иоаннъ, а с другой подпись: Печать князя великого Ивана Ивановича, без прибавления «всея Руси»(25).
_____
(25) Там же. С. 41, 43; Карамзин. Т. 4. Примеч. 386.

Но на монетах его правления, до нас дошедших, в штемпеле уже начинает проявляться убеждение о борьбе с врагами и о победе над ними: а именно: на некоторых его монетах изображен воин в остроконечной шапке (нет сомнения, что это сам великий князь, который, вынув меч из ножен, как бы готовится на бой (Табл. V, рис. 1), на обороте надпись: Великого князя Ивана Ивановича; а другое изображение (Табл. V, рис. 2) еще знаменательнее: человек намерен поразить мечом гидру, которая, разъярившись, силится броситься на него(26). Повторяем (ибо на этом будет основан наш дальнейший вывод): во всех этих типах слишком много смысла и значения для того, чтобы приписать изменение рисунка вкусу и произволу денежника: как великий князь грозит поразить гидру, так чрез полстолетия мы увидим его поразившим ее тогда, когда враг действительно ослабеет и будет побежден(27).
_____
(26) Чертков А.Д. Указ. соч. С. 1-2.
(27) Из многих известных нам древних печатей Западной Европы, равно как славянских племен, где та же идея борьбы с врагами выражалась подобным образом, мы приведем одну печать Лешка Черного, бывшего на польском престоле с 1279 по 1289 г. Печать эту мы заимствуем из нового сочинения Фоссберга: Siegel des Mittelalters von Polen, Lithauen, Schlesien, Pommern und Preussen. Berlin, 1854. Taf. 18. Она изображает самого герцога в полном вооружении, защищающего крепость от неприятеля в виде крылатого чудовища (Табл. V, рис. 6). Ср.: Карамзин. Т. 4. С. 91.

4) Печать великого князя Дмитрия Иоанновича также серебряная, имеет на одной стороне изображение св. Дмитрия Солунского и букву «Д», а с другой - строчную надпись: Печать князя великого Димитрия. Но заметим, что изображение св. Дмитрия на двух дошедших до нас печатях великого князя Дмитрия Иоанновича не одинаково, а именно: на первой духовной его грамоте 1371 г. он представлен в броне и развевающейся епанче, с венцом на голове, со знаменем в правой руке и кругом в левой(28), а на печати, привешенной ко второй его духовной 1389 г., к оружию прибавлен меч, висящий позади, так что видны только рукоятка его и конец, в правой руке копье, а в левой щит сердцеобразной формы с монограммою «X», вокруг изображения надпись: Св. Димитрий, а с другой стороны подпись: Князя великого Дмитрия Ивановича всея Русси(29), титул, которого мы прежде не встречаем и который принят после договорных грамот Донского с братом его, князем Владимиром Иоанновичем, и детьми сего последнего. Мы не упоминаем при этом о печатях, привешенных к договорным этим грамотам, потому что они дурно сохранились и надписи до того стерлись, что не знаешь, кому печати эти принадлежали. На одной из них виден образ св. Николая(30).
_____
(28) СГГД. Т. 1. С. 51.
(29) Там же. С. 62; Карамзин . Т. 5. Примеч. 116.
(30) СГГД. Т. 1. С 53.

Столь известные и богатые последствиями победы, одержанные Дмитрием Донским над татарами, дали ему полное право на изображение в виде человека, обращенного влево и держащего в правой руке секиру, а в левой меч (Табл. V, рис. 3), поднятые вверх, как будто бы он готовился на бой. Пред ним звезда, а вокруг надпись: печать князя великого Дмитрия(31), Позднее князь является на коне с подъятым мечом, а под лошадью человеческая голова(32). При преемнике Дмитрия Донского тип этот еще более развился и установился.
_____
(31) Reichelsche Muеnzammlung. Spb., 1842. В. 1, P. 3; Baron Chaudoir. Apercu des monnaies Russes. Vol. II. 3. (Рейхель Я.Я. Дополнение к русской нумизматике среднего века // Зап. Имп. археол. о-ва. Т. 1. С. 23).
(32) Reichelsche Muenzammlung. В. 1.3.

5) На большой печати великого князя Василия Дмитриевича, сообразно тому же началу, которым руководствовались прежние наши великие князья, изображен - совершенно согласно с подлинником(33), в виде образа - св. Василий Кесарийский, а на обороте подпись: Печать князя великого Васильева Дмитриева всея Руси. Печать эта привешена к духовной его грамоте 1406 г.(34) Но вместе с тем на печати переходят те эмблемы, которые мы уже видели на московских монетах, эмблемы, столь приличные Москве и деятельности ее великих князей. Так, к договорной грамоте великого князя Василия Дмитриевича с дядею его, князем Владимиром Андреевичем (1389 г.), привешены три печати, из них одна большая и по почетному своему месту на левом краю, без сомнения, принадлежавшая великому князю, носит изображение всадника на коне, копьем вооруженного (Табл. V, рис. 4)(35). Фигура эта мало отличается от штемпеля на монетах того же великого князя; но еще ближе к ним великого князя печать: всадник, рассекающий воздух мечом(36) (Табл. IV, рис. 10); а что это изображение самого великого князя, о том свидетельствует надпись на монетах его с тем же изображением: Князь великий Василий Дмитриевич(37).
_____
(33) Под именем подлинника разумеется собрание правил иконописания. Он расположен по месяцам и дням, и под каждым числом описывается, как должно изображать святого, которого в тот день празднует св. церковь.
(34) СГГД, Т. 1. С. 74.
(35) Там же. С. 64, 71.
(36) Там же. С 82.
(37) Чертков А.Д. Указ. соч. С. 9. Как самое слово князь происходит от коня и ездить, как военная служба отправлялась благородным сословием на коне, так всего приличнее для князя было изобразить себя на монетах и печатях конным. Такое его положение было самым естественным и потому удержалось надолго.

В то же самое время, как эта воинственная и грозная эмблема усвоена московским великим князем, независимо от Москвы возникло и росло на западе России сильное противовесие ей - Литва. Из маленькой, бедной и ничтожной области Гедимин и его потомки возвели ее на степень государства, расширив ее пределы на счет Москвы. Тот же всадник, едущий на коне под снятым мечом, был усвоен и Литвою, и если Витен, взявший этот герб, видел в нем по выражению нашей летописи(38) «рыцаря збройного на коне с мечем», погонь эта впоследствии обратился в изображение самого литовского великого князя, едущего, по обыкновению, на коне на защиту своих владений и для расширения пределов своего государства. Та же идея, не оставлявшая московских великих князей, не могла не выразиться на их печатях и монетах, а простое сравнение печатей великого князя Василия Дмитриевича с печатью Витовта заставляет подозревать заимствование (если не идеи, то изображения) (Табл. IV, рис. 11), что становится совершенно ясным, если вспомнить, что великий князь Василий Дмитриевич был женат на дочери его, Софии Витовтовне(39). Пользуемся случаем, чтобы приложить к этому исследованию печать князя Корибута Ольгердовича, владевшего Новгородом-Северским. Она носит изображение всадника с копьем, а русская надпись на обороте ее показывает, как твердо Литва была сплочена с коренною Россиею(40) (Табл. VI, рис. 5).
_____
(38) Прибавление к Ипатьевской летописи // ПСРЛ. Т. 2. С. 346. В статейном списке русского посольства в Польшу 1673 г. погонь описан так: «Особа рыцарская на коне в погоне, имеющая в руке меч обнаженный». Иванов П.И. Описание Государственного архива старых дел. М., 1850. С.321.
(39) Зап. Имп. археол. о-ва. Т. 1. С. 226; Сахаров И.П. // Зап. Отд. Рус. архива. Т. 1. С. 129.
(40) Фоссберг. Указ. соч. С. 43. Табл. XXIII.

Что действительно на московских деньгах и печатях был изображен сам государь Всея Руси, доказывает, кроме надписи, и то, что на иных монетах великий князь представляется как бы в минуты отдыха занимающимся охотою: он верхом и на правой руке держит сокола(41). Какую важность придавали у нас в древности этой забаве, тому лучшим доказательством служит устав о соколиной охоте царя Алексея Михайловича. Штемпель этот не был чужд и печатям: хотя он не встречается ни на одной из великокняжеских, мы видим печать с этим изображением привешенною к духовному завещанию 1498 г. князя Ивана Юрьевича Патрикеевича (Табл. V, рис. 8)(42). Сходство ее с монетным штемпелем чрезвычайное (Табл. V, рис. 7). Обстоятельство это, т.е. переход такой эмблемы на печать местного удельного князя (надпись стерлась, и не видно, кому именно печать принадлежала), вполне объясняется тем, что перстни составляли часть наследства, упоминаемого в завещаниях, и этим путем переходили от одного князя к другому.
_____
(41) Чертков А.Д. Указ. соч. Табл. 1, 5-6.
(42) СГГД. Т. 1. С. 338.

Из частных печатей великого князя Василия Дмитриевича сохранились на монетах такие, каких не видим приложенными к грамотам. Мы уже неоднократно выражали убеждение, что название - печать, постоянно придаваемое этим изображениям, не могло бы иметь места, если бы они действительно не были печатями в настоящем значении слова. Не придается же этот эпитет всаднику на коне, как портрету самого государя или другим эмблемам, также на монетах встречающимся и выражающим характер деятельности, но не печать великого князя Московского. А что остатки печатей этих в оригинале или в слепках на грамотах не сохранились, не должно удивлять никого: все ли печати изданы, известны ли все древние перстни, хранящиеся в Московской Оружейной палате, в казенных и частных архивах и музеях, а сколько истреблено пожарами, невежеством и тому подобными действиями?(43).
_____
(43) Нельзя не желать, чтобы драгоценные эти памятники нашей старины, наконец, были изданы вполне и достойным их образом. За образец подобного издания можно взять: Abrahami Gorlaei Antverpiani dactyliothecae seu annulorum sigillarium collectio cum explicationibus Jacobi Granovii. Lugduni Batavorum. 1695.

Преследуя одну главную цель, показать, как образовался московский и впоследствии государственный герб, и в этих только видах излагая княжеские печати, мы покажем главный тип печатей, сохранившихся на оборотной стороне московских денег, чеканенных при великом князе Василии Дмитриевиче: это голова в профиль, обращенная вправо, в шапке, а по сторонам две тамги ханов Золотой Орды, которые требовали, чтобы на монетах подвластных им князей был вычеканен такой знак покорности(44). Голова эта представлялась влево или вправо, была различных очертаний, видов(45), что условливалось большим или меньшим искусством мастера, чеканившего деньги; но, вероятно, эта была копия с антика, напр., со вставленного в печать князя Андрея Владимировича(46).
_____
(44) Чертков А.Д. Указ. соч. С. 5.
(45) Там же. Табл. 1, 5, 8, 9, 12 и др.
(46) СГГД. Т. 1. С. 82.

6) Печать преемника и сына великого князя Василия Дмитриевича, Василия Васильевича Темного, принявшего титул Государя всея Руси, носит еще более примет его идей о самодержавии Москвы. На монетах его времени главный тип, неизменный почти на всех его деньгах с подписью - осподарь(47), есть сам великий князь (о чем свидетельствуют поставленные с боков буквы к и н), направо скачущий и колющий копьем змия(48). Значение этой эмблемы на печати отца Иоанна Васильевича понятно, если вспомнить его отношения к татарам и удельным князьям (Табл. V, рис. 5). Тем же объясняется как сохранение прежних типов, т.е. человека с мечом и секирою, всадника, скачущего с мечом наголо или едущего с соколом в руке(49), так и введение новых изображений, а именно:
а) человек - великий князь, судя по короне и одеянию, в которых он представлен, как будто выговаривает другому человеку, стоящему пред ним на коленях(50) (Табл. V, рис. .9);
б) сидящий на престоле великий князь в короне с атрибутами власти: скипетром и державою(51) (Табл. V, рис. 9, 10); надпись и те же буквы к и н ясно свидетельствуют, чье лицо изображено в этом штемпеле;
в) одинаковый смысл, выраженный аллегорически, просвечивает и чрез другие эмблемы, встречаемые на монетах того же государя, как-то: бегущий грифон, а под ним лежащий навзничь человек, на обороте надпись: Князь великий Василий(52), или: два человека лицом к лицу держатся за дерево, и каждый тянет его к себе, а на обороте человеческая голова с надписью вокруг: Князь великий Василий(53); далее: человек, колющий копьем зверя, стоящего на задних лапах(54); или стреляющий из лука в птицу, на дереве сидящую, причем на другой стороне отмечено: Князь великий Василий(55); или рубящий что-то топором, и та же надпись(56); или, наконец, держащий в руке срубленную голову, под которой точки, вероятно, означают капли крови(57).
_____
(47) Чертков А.Д. Указ. соч. С. 31, 33; Табл. III, 5; Табл. IV, 8.
(48) Там же. Табл. II, 1, 4.
(49) Там же. Табл. II, 2-3, 6-7; Табл. III, 11; Табл. IV, 1-2, 12 и др.
(50) Там же. Табл. 11, 9.
(51) Там же. Табл. II, 11; Табл. III, 2, 6.
(52) Там же. С. 11-12.
(53) Там же. С. 28, Табл. III, 4.
(54) Там же. С. 29, Табл. III, 7.
(55) Там же. Табл. III, 8-9.
(56) Там же. Рис. 12.
(57) Там же. Табл. IV, 12.

Изложить подробнее типы изображений на монетах великого князя Василия Васильевича нам казалось необходимым потому, что от долговременного его правления сохранилось мало печатей с тем официальным штемпелем, который был усвоен его предками и передан преемникам его власти и идей. Печать с изображением всадника, едущего влево с копьем в правой руке (надпись вокруг непонятна), а на обороте гемма, представляющая двух людей, сидящих на камне и как будто указывающих на облако, вставленная в ободочек с надписью: Князя великого Василья Васильевича, утверждает договорные грамоты великого князя Московского с князьями Андреем и Константином Дмитриевичами от 1428 г.(58).
_____
(58) СГГД. Т. 1. С. 90.

Кроме того, пользовался вел. кн. Василий Васильевич другою печатью, состоявшею из геммы с изображением женской головы, обращенной влево, с зубчатым венком. Она вставлена в именной ободочек(59) (Табл. VI, рис. 1). Эту головку, в дурно сделанной копии, видим на некоторых монетах того же великого князя (Табл. V, рис. 12, 13)(60).
_____
(59) Там же. С. 112, 134, 135, 137, 150.
(60) Чертков А.Д. Указ. соч. Табл. IV, 7.

На позднейших грамотах печать эта заменена следующею, по-видимому, также геммою: четыре лошади бегут попарно в противоположные стороны, а на них стоит человек с головою, окруженною лучами (не Феб ли это?); в одной руке он держит ветку, а другая приподнята кверху, как будто бы он правит лошадьми, но без вожжей (Табл. VI, рис. 3). Нельзя ли видеть и в этой эмблеме намек на тогдашнее положение и значение Москвы и московского великого князя: препятствием, встречавшимся на пути к уничтожению уделов, могли соответствовать два шара, изображенные на земле между ногами лошадей. Тою же идеею может быть объяснено и изображение на оборотной стороне печати: лев: пожирающий змея(61) (Табл. VI, рис. 3). Надпись вокруг нее: Печать великого князя Василья Васильевича, а на той стороне, где лев, видны буквы, которые могли означать мастера и которые как несущественные опущены в печати великого князя Иоанна Васильевича(62); доказательством же того, что это действительно была гемма, служит самое положение ее в печатях: у великого князя Василия Васильевича она положена вдоль, а в печати сына его - поперек (Табл. VI, рис. 2 и 3)(63).
_____
(61) СГГД. Т. 1. С. 176, 206, 208.
(62) Там же. С. 206.
(63) Там же. С. 208, 215.

7) Эмблема - лев, пожирающий змея, усвоена великим князем Иоанном III, а на другой стороне его печати видим изображение человека, стоящего с мечом в руке против ангела, который держит в руке кольцо, а вокруг их надпись: Печать великого князя Ивана Васильевича(64) (Табл. VI, рис. 2). В то же время Иоанн III употреблял печать с изображением двух всадников, едущих друг другу навстречу; один из них, с правой стороны, в панцире, в латах и шлеме, а другой - полунагой. Вокруг та же надпись, что и на предыдущей печати(65). На монетах этот великий князь продолжал употреблять штемпель своих предков, т.е. всадника с поднятым мечом (Табл. V, рис. 14)(66); а всадник на коне, поражающий копьем дракона, перешел на печать великого князя Тверского Михаила Борисовича(67), пока, наконец, великий князь Иоанн III, став Государем и Обладателем всея России, не возвратил себе прародительской многозначительной эмблемы для того, чтобы Москва более не покидала ее никогда. Изображение всадника, коня и змеи на этой печати отчетливее, чем на предыдущих печатях, особенно на древних монетах, которые, несмотря на поставленные на них имена лучших иностранных мастеров (каков был, напр., Аристотелес)(68), не могут пощеголять отчетливостью отделки. Сообразно коренному началу, и на этой печати надпись гласит, что на ней изображен сам великий князь. Оборотная сторона занята двуглавым коронованным черным (т.е. императорским) орлом, а вокруг обеих этих эмблем надпись, выражающая полный титул государя Русского. С одной стороны: Великий Князь Иван Божиею милостию Государь всея Русии; а с другой: и Великы Князь Влад(имирский) и Моск(овский) и Нов(городский) и Пск(овский) и Тве(рский) и Уго(рский) и Вят(ский) и Пер(мский) и Бол(гарский)(69) (Табл. VI, рис. 4), Это уже не печать, а герб, что разумел и сам великий князь: тогда как прежде вокруг всякого изображения в печати (кроме всадника или вообще лица, представлявшего самого великого князя на троне, на охоте, в суде и т.п.) означалось, что это печать такого-то именно князя, здесь о печати не упоминается. Это, повторяем, герб, который, в сущности, оставаясь неприкосновенным и только изменяясь в частях несущественных, как то: в форме крыльев, положении московского герба на груди герба всероссийского или на обороте его и т.д. - переходил из поколения в поколение и дошел до настоящего времени. Так как о гербах русских вообще и о гербе государственном в особенности будет говорено в третьей части нашего труда, то здесь мы соберем все то, что сказано было выше о значении московской печати и, воспользовавшись другими, как русскими, так и иностранными об этом предмете известиями, решим вопрос, что означал всадник на коне, поражающий дракона. Для этого мы начнем с понятий общих, так как эмблема эта, не чуждая всему Северу, повторяется в сагах скандинавских(70). Для образца мы приводим печать одного из герцогов Подолии Александра, сына Кориата и внука Ольгердова(71) (Табл. VII, рис. 4). На печати этой, относящейся к 1375 г., виден св. Георгий в венце, под лошадью дракон, пораженный копьем(72).
_____
(64) Там же. С. 215, 225, 227, 238, 243 и др.
(65) Там же. С. 220.
(66) Чертков А.Д. Указ. соч. С. 42-43.
(67) СГГД. Т. 1.С. 215.
(68) Чертков А.Д. Указ. соч. Табл. V, 8.
(69) СГГД. Т. 1. С. 333.
(70) Известна сага о Рагнаре Лодброке, избавившем царевну Толу, дочь царя Герранда, от страшного дракона. Mithologie illustre’e. Paris, 1852. Vol 2. P. 89.
(71) Приведенное сочинение Фоссберга. Т. 24. С. 44.
(72) Художник, очевидно, хотел изобразить на печати всю легенду о победе, над драконом одержанной; дерево на заднем плане картины могло служить для этой только цели. А как в то время художества были мало развиты в Польше, это доказывает плохое изображение лошади и всадника.

«« НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ ВПЕРЕД »»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием

 

карта сайта