16+   Геральдика.ру   ||   Форум по геральдике   ||   Общий гербовник   ||   Геральдические клипарты
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Поиск по библиотеке:
» БиблиотекаРусская геральдика (1855) / Лакиер А.Б. › [§ 42] ...И значение всадника в московском гербе.

 

[§ 42] ...И значение всадника в московском гербе.

§ 42.

Змей, орудие злого духа при грехопадении прародителя нашего, мог означать только злое, в какой бы форме оно ни проявлялось, в виде ли внешнего врага, в виде ли раздоров, разделяющих государство и приближающих его к погибели, в виде ли невежества: все равно. Если императрица Екатерина II не нашла лучшего способа выразить окончательную победу, одержанную Петром Великим над прежним порядком вещей, в России преобладавшим, как в виде всадника на коне, который топчет змею в то время, как она хочет ужалить лошадь, то нет ничего неестественного, что великие князья русские, видевшие явное зло в раздроблении России на мелкие владения и желавшие сплотить их воедино для пресечения другого несчастия - владычества татарского, не могли выразить идею эту, становившуюся целью их жизни, лучше, как изобразить великого князя готовым на бой.

Эпоха, когда эмблемы эти нашли себе место на печатях и монетах московских великих князей, постепенное развитие этого типа до окончательной его отделки при великом князе Иоанне III и, наконец, наследственность его доказывают, что предположение наше не лишено достоверности. А что это было действительно изображение самого великого князя, подтверждают буквы кн. (князь), которые встречаем на большей части монет с этим штемпелем, и притом нередко надпись кругом или на обороте - великий князь, господарь и т.п., всегда в соответствии с действительным титулом государя, в его грамотах употреблявшимся.

Форма изображения всадника, поражающего дракона, навела на мысль, что это св. Георгий. Почитание, которое оказывалось Святому буйце, как он назывался в древних наших грамотах(73), Победоносцу, очень древне и обще всей Европе, не исключая и России(74). Бесстрашие св. Георгия проявилось в освобождении им царевны Аи (Aja) от дракона. Митрополит Макарий в Великой Минее так описывает это чудо:
«В Палестинском городе Гевале поселился в озере великий змей, которому жители отдавали на съедение детей своих. Когда очередь дошла и до царской дочери, св. Георгий явился ей при озере, где она стояла, как обреченная жертва, и повелел ей, обвязав дракону голову своим поясом и уздою коня, влечь его в город. Царевна исполнила приказание Победоносца, и, когда она притащила чудовище в город, св. Георгий отрубил ему голову мечом и таким чудом обратил в христианство идолопоклонников Гевальских».
Этому описанию соответствуют и изображения подвигов св. Георгия, напр., в церкви (в алтаре, у западных врат) в Рюриковом городище близ Старой Ладоги (оно мало известно, и потому мы его прилагаем на табл. VI, рис. 5)(75), на древнем барельефе в собрании П.Н. Царского(76), на Джиотовой картине и др.; но обыкновенное изображение этого чуда у нас и в Западной Европе есть: всадник, в развевающейся мантии, в полном вооружении и на всем скаку, поражает копьем дракона. Таким мы его видим на древнем римском барельефе в московском Успенском соборе(77), на древних наших образах и картинах(78). Из этого, впрочем, нисколько не следует, чтобы всякий всадник на коне, поражающий змия, был непременно св. Георгий, тем более что он всегда пишется в венце, как и другие святые, а не в шлеме и не в короне княжеской. Под этим изображением нередко скрывается высокий смысл; напр., рыцари средних веков, на щитах которых встречается также всадник, попирающий дракона, хотели этим выразить победу над идолопоклонством(79). Точно так благочестивые предки наши любили воспевать подвиги св. Георгия, Егория храброго, как защитника православия, чему доказательством служат многие народные песни(80).
_____
(73) Дополнения к АИ. Т. 1, N 2; ПСРЛ. Т. 4. С. 9.
(74) Святой Георгий родился в Каппадокии, служил в римских легионах при императоре Диоклетиане, пользовался почетом и за обличение язычества подвергся страшным преследованиям и ужасным мучениям. (См.: Энциклопедический лексикон. Спб., 1838. Т. 14. С. 91-92).
(75) Изображение этого образа есть в издании покойного А.Н. Оленина: Объяснение фигур к письму о славянах от времен Траяна и русских до нашествия татар. Спб., 1833.
(76) Тромонин К.Я. Очерки с лучших произведений живописи, гравирования, ваяния и зодчества... М., 1839. Т. 1. С. 228; Ученые зап. Моск. Ун-та 1833. N 5.
(77) Подробное описание этого барельефа, равно как разыскание о его значении, находим в статье И.М. Снегирева, помещенной в Записках Одесского общества истории и древностей российских (Т. 2. С. 470 и след.). Изображение этого памятника есть в «Достопамятностях Москвы», изд. Тромониным, и в «Древностях Российского государства».
(78) Филимонов Г.Д. Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея Карабанова. М., 1849. С. 1-2; Табл. рисунков II, 1, 3, 12.
(79) Не этим ли значением образа св. Георгия, а никак не тем, что всадник был уже на щите Олега, объясняется свидетельство Стрийковского, что на Галатских вратах Византии он видел это изображение? Карамзин. Т. 1. Примеч. 315.
(80) Чтения в о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. 1848. Т. 9. Смесь. С. 148.

«« НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ ВПЕРЕД »»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием

 

карта сайта