| |||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | |||
![]() | |||
» Библиотека › Русская геральдика (1855) / Лакиер А.Б. › [§ 43. Доказательства того, что изначально московский всадник изображает князя, царя] | |||
[§ 43. Доказательства того, что изначально московский всадник изображает князя, царя]§ 43. Относительно значения эмблемы, видимой на московской печати, имеются некоторые очень важные свидетельства, из которых открывается, за кого почитали у нас всадника в гербе московском. Во всех письменных памятниках до царствования Алексея Михайловича включительно, т.е. до последней четверти XVII столетия, при объяснении московского герба постоянно говорится, что это князь, человек на коне с копьем, ездец, который колет, побеждает змия(81).
Ясно свидетельствуют об этом:
Считаем нелишним привести здесь следующую надпись, которая сохранилась на заглавном листе славянской Библии, изданной в Москве в 1663 г. На листе этом (табл. VII, рис. 3) выгравирован московский герб: в средине двуглавого орла всадник с бородою и в царской короне. Под ногами коня пораженный копьем дракон. Вокруг всадника начертаны следующие буквы: В.Г.Ц.В.К.А.М.В.В.М.Б.Р.С., т.е. Великий Государь, Царь, Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия, Малыя, Белыя России Самодержец. Что слова сии относятся прямо к всаднику, об этом свидетельствуют приложенные к гербу надписи из св. Писания(88) и следующие стихи: Орла сугубоглавство - образ сугубодержавства,
Подобно тому представлен царь в короне, с крестом на персях и побеждающим змия на заглавном листе книги, изданной Лазарем Барановичем в 1674 г. под заглавием: Трубы нарочитых праздников Господских, Богородичных и проч. Над всадником надпись: «Ты убо яко добр воин» (2-го Посл. к Тим., гл. 2, ст. 3). Так единогласно объясняли московский герб русские, но иностранцы, привыкшие видеть в этой форме изображение св. Георгия Победоносца, смотрели и на наш герб иначе. Но это воззрение иностранцев на московский герб образовалось только позднее, а первоначально и они толковали его так же, как русские; в древнейших, напр., изданиях путешествий Герберштейна и Гваньини на заглавном листе изображен московский великий князь и подле него щит с московским гербом (копию которого читатель видит на табл. VII, рис. 1-2). Сверху надпись: московский великий князь (Moscoviter Grosfuerst) и стихи, в которых государь в первом лице говорит, что наследовал Московское государство от предков и покорен только Богу (подлинные стихи в Приложении 2). Точно так и Менетрие, знаменитый геральдик, живший в XVII столетии, прямо говорит, описывая московский герб, что это всадник серебряного цвета, вооруженный копьем и убивающий дракона в естественном виде(90). С другой стороны, однако, как великий герцог Тосканский не усомнился спросить у Лихачева, не святой ли Георгий на коне виден в гербе московском, так и Коллинз, бывший при дворе царя Алексея Михайловича и оставивший описание тогдашней России, утверждает, что на груди орла изображен св. Георгий на коне; к чему, однако, не забыл присовокупить, что последний, как некоторые говорят, прибавлен с тех пор, как королева Елизавета прислала царю Ивану Васильевичу орден Подвязки(91). Едва ли ошибемся, если скажем, что такое толкование могло родиться только на Английском посольском дворе того времени. Наконец, Корб(92), в дневнике которого сохранилось прекрасное изображение государственной печати с городскими гербами (табл. XVII)), также не усомнился сказать, что московский герб представляет св. Георгия.
В XVIII в., как будет подробно изложено далее в истории всероссийского герба, законодательными памятниками объяснено, что в московском гербе изображен св. Георгий Победоносец.
| |||
![]() | |||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |