| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция I. Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и различие от последней. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция I. Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и различие от последней.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 1-17 Аннотация: Лекция I. Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и различие от последней. Значение ее для истории культуры. Общее понятие о символах и отличительных знаках в быте народов. Тотемизм. Тамги у азиатских народов. Символы у народов древности, древние отличительные знаки на оружии и знаменах. Система отличительных знаков в Византии. Символические знаки у народов Западной Европы в Средние века. Существенное различие отличительных знаков древности от средневековых гербов. Герб, как продукт средневековой христианской культуры. Соответствие герба с художественным стилем различных эпох Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Арсеньев Ю.В. Лекция I. Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и различие от последней. (1908)
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 61376 знаков (с пробелами)
Лекция 1 Предмет 1сральдики. как нау 1ноii дuсц пл ны. се связь с сфраmстuко и раэ,щ шс от последней. Зна tснис се д. 1я сmopuu культуры. Общее понятие о си. волах и отли штсльных знаках в быте народов. Тотс.,шю Та. 11у аэ атских народов. Си. во. 1ы у пародов дрсвност Дрсвнис отлu итсльныс зпак па оружии u зна.иснах. Система отли штс. 1ьных знаков в Визант ш. Сu цволи tсскис знаки у народов Западно Европы в Средние века. Сущ.сствсннос разли шс от,ш щтсльных знаков древности от срсднсАековых 1ербов. Герб, как продукт средневековой хрцстианской культуры. Соотвстствце 1срба с художественным стиле. раали 1ных эпох Со времен так называемой эпохи умственного просвещения конца XVIII столетия и до наших дней нередко слышались и еще слышатся голоса, заявляющие, что занятия геральдикой и сфрагистикой, а, равно и генеалогией не могут иметь никакого научного значения и являются лишь бесполезной тратой времени. Причина подобных ошибочных суждений заключается в том, что в область чистой науки переносятся личные политические воззрения. При этом совершенно забывают, что для правильного разрешения научных вопросов необходимо строго остерегаться какой либо тенденции и.ли предвзятых взглядов. Еще весьма недавно научное понятие об истории ограни u u чива.лось однои лишь политическои ее частью, причем сов сем не обраща.лось внимания на ее археологическое значение, на изучение специально исторических вопросов и местных бытовых условий. Понятие о культурной истории до.лrое время совершенно отсутствовало в науке. Между тем история, по с.ло 13ам Спенсера 1имеет право на свое значение именно как наука, непосредственно относящаяся к жизни общества. Даже э.лементарные факты по.литической истории, говорит он, суть вопросы такого рода, которые требу ется разрешить прежде, чем можно будет составить какие нибудь прави.льные заключения о развитии rюлитических учреждений. По отношению к исследованию о человеческом обществе, 1Спенсер Герберт 1820 1903 английский философ и социолог. замечает Майр, особенно оправдывается афоризм, что все существующее заслуживает изучения. Вспомним известное изречение римского писателя Теренция2 Homo sum, humani nihil а те alienum puto 3 Так как для человеческого ума не существует более важного объекта для познавания, как изучение самого себя, то и всякое явление человеческой культуры, безусловно, представляет научный интерес, ибо культура и выражает собой развитие человеческого духа в пределах народности и других исторических условий. Итак, изучение гербов и печатей, составляя часть культурной истории, не может быть маловажным, а тем более бесполезным. Отсюда очевидно, что посвященные этому изучению геральдика наука о гербах и сфрагистика наука о печатях получают совершенно определенное место в ряду вспомогательных исторических знаний или дисциплин и, служа необходимыми вспомогательными средствами при изучении исторических памятников, дают весьма важное пособие, как для истории, так и для археологии. Но между геральдикой и сфрагистикой, как ни тесно связаны между собой эти две родственные дисциплины, имеется, однако, резкое и существенное различие, на которое следует обратить ваше внимание. В то время как сфрагистика, или учение о печатях, тесно связанная по своему назначению с дипломатикой4 составляет часть всеобщей международной культурной истории, геральдика, или учение о гербах, принадлежит к более ограниченной области христианской культуры, исключительно европейских народов. Гербы являются продуктом христианской эпохи и вместе с тем европейской средневековой культуры, хотя в основание их развития и могли войти, как элементы, некоторые пережитки Теренций, Публий ок. 195 159 г. дон. э. римский ко v едио 1раф. 3 Я человек ничто человеческое мне не чуждо лат Дипломатика вспо 1югательная историческая дисциплина, изу шощая документы. 10 быта и верований народов Древнего мира, а впоследствии, как мы увидим, ими восприняты были и новые образы, занесенные в Западную Европу преимущественно с Востока. Чтобы убедиться в верности этого положения, нам, прежде всего, необходимо остановиться на вопросе о символах, или отличительных знаках, как они применялись в бытовой жизни различных народов в разные исторические времена. Обычай, заключающийся в том, что известный символ, преимущественно изображение какого либо животного или расте u u ния, принимается как отличительныи знак отдельнои личности, рода или целого племени, распространен по всему свету, преимущественно у первобытных народов, и может быть признан обще, человеческим. Основание этого обычая религиозное, и он представляет в этом отношении известного рода натурализм, т. е. обоготворение сил природы, но в более ограниченной форме, относящейся к отдельным ее явлениям. Но он является также и правовым, встречающимся у весьма многих народов, и известен в этнографии под названием тотемизма от слова olem на языке краснокожих индейцев Северной Америки, означающего отличительный знак Тотемизм, который мы еще встречаем в полном развитии и в настоящее время у индейских племен и у австралийских дикарей, у которых он называется Kobong, состоит в принятии отдельным семеиством или племенем известного животного или растения своим символом. Изображение последнего носится всеми членами семьи или племени на теле в виде татуировки украшения также заимствуются от того же животного или растения, причем первое иногда признается даже родоначальником лемени. Такой тотем имеет важное значение при религиозном культе отношение между известным родом и его тотемом не дозволяет убивать избранное животное и уничтожать известное растение. Имеющие общий тотем не могут заключать между собой брачных союзов. Как другой пример подобных отличительных знаков рода или отдельной семьи мы укажем на так называемые тамzи, встречающиеся у народов северной Азии тюркского и мо rольскоrо происхождения. Это обыкновенно изображение какогонибудь зверя, птицы или оружия. Каждое племя имеет свою подобную тамгу, изображает ее на своих знаменах и значках и выжигает на лошадях, рогатом скоте, а иногда и на своем теле. Таковы, например, тамги у киргизов. Тамга, но мнению Харузuна не есть знак собственности, а знак родовой. Каждый род у киргизов Букревской орды, по словам этого исследователя, имеет свою тамгу, хотя за последнее время появляются самостоятельные тамги и у отделений рода Султанский. Ходеринский и Теленrутов имеют одну общую тамгу, род Ногаев имеет шесть тамrов. Тамга обыкновенно выжигается у киргизов на левой ляжке лошади на рогатый скот, баранов, верблюдов, на кибитку или на другое движимое имущество она не кладется. Киргиз ставит также свою тамгу вместо подписи на официалы 1ых бумагах. Другой исследователь этнографии киргизов, М. Иванuн, делает следующее интересное предположение о значении тамrов. Он пишет Судя по тамrам, или печатям, означающим до настоящего времени родовое отличие у многих кочевых племен Средней Азии, прикладываемым к бумагам вместо подписи и изображающим копье, меч, стрелу, лук и проч., можно полагать, что тамги эти выражали или род оружия, которым были вооружены полки или отряды ханов потомства Чингисхана, или выражали род службы и занятий разных киргизских племен Действительно, глядя на тамги, мы можем во многих из них без труда усмотреть изображение хотя и грубое того или другого оружия. У киргизов существует предание, что тамги отдельным родам были даны самим Чингисханом вместе с назначенным каждому роду ураном, т.е. боевым криком сri de guerre у западных народов Еще недавно, по словам Харузuна, каждый род у киргизов имел свой уран и применял его в бою. По словам Левшина и Гебеля, каждый род у них в прежнее время различался также от других знаменами, значками и цветом башлыков. Харузин Николай Николаевн 1665 1900 русский этнограф, специалист по тюркским и монгольским народам. 12 Мы остановились на этих родовых отличительных знаках азиатских народов с некоторой подробностью, так как, кроме их общего значения при изучении геральдики, они представляют для нас специальныи интерес, служа элементом некоторых наших гербов, принадлежащих фамилиям инородческого происхождения. Переходя к всеобщей истории человечества, мы видим, что отличительные знаки в виде известных символов употреблялись с незапамятных времен для различения отдельных лиц ил сообществ и даже целых стран, как на войне, так и в частной жизни. Такие знаки встречаются уже в глубокой древности у Н 1родов Востока и Запада, в особенности же у египтян, греков и римлян, как о том свидетельствуют многочисленные памятники их искусства, письменности и быта. Такими символами пользовались, прежде всего, лица, отличавшиеся от других какими либо особыми превосходными качествами или положением, как, например, герои, цари, полководцы и т. п. Они служили еще и средством к увековечению какого либо деяния, подвига или события из жизни известного лица. Иногда знаки эти представляли олицетворение нравственной эмблемы в образе животных, растений и т. п. Уже Гомер, Вергилий и Плиний говорят об изображениях на щитах героев осады Трои. Эсхил в Походе семи против Фив также дает поэтическое описание эмблем на щитах сражающихся. Филострат упоминает о золотом орле как о символе персидских царей, и в том числе Кира, что подтверждает и Ксе 1юфонт в своей Киропедии 6 Греческие исторические писатели описывают отличительные боевые знаки также и других персидских царей Камбиза, Дария и Ксеркса. Напомним, наконец, о символах некоторых народов древности, как, например, льва колена Иудова, голубя Ассирии, совы Афинской Филостраты. Старший 1онец в. и его внук Филострат Младший вторая П Овина в. древнегреческие писатели. Ксеноqюнт ок. 430 355 354 г. дон. а. древнегре rеский писатель и историк. Киропедия в переводе означает Воспитание Кира 13 республики и о мноrочисленн ых символах на памятниках Египта 7, которые достаточно известны. Изображения на щите, а затем и на шлеме, в древности не составляли какого либо исключения, но были во всеобщем употреблении почти все шлемы и щиты того времени имеют их. Так, например, мы встречаем изображение морского коня на шлеме Александра Македонского, льва на шлеме Ахиллеса, пса на шлеме Масиниссы, орла на шлеме Каракаллы8 Но подобные изображения не служили отличительным признаком рода и были личными, передаваясь лишь в редких случаях. Пример такой передачи встречаем у Овидия, который повествует, что царь Эrей узнал своего сына Тезея по родовым знакам на эфесе его меча. Другой единичный пример наследствен 1юи эмблемы можно указать из римской истории потомки римского полководца Валерия Корва носили на шлемах изображение ворона сorvus в память необычной победы, одержанной, по преданию, их предком при помощи этой птицы, хотя она и считалась предзнаменованием несчастья. Вообще римские полководцы изображали нередко на своих вооружениях эмблемы, свидетельствовавшие о совершенных ими подвигах, но украшения эти имели случайный и произвольный характер и не подчинялись никаким правилам, в чем и заключается их главнейшее отличие от наследственного герба Средних веков. По свидетельству Тацита9, древние германцы окрашивали свои боевые щиты для различия в разные цвета. Sсuta leсtisimis сoloribus distinguunt 10 напишет он в своей Германии Также и римские легионы имели на своих щитах изображения, которыми когорты различались между собой и от како 7 Между последними мы встречаем, например, сюшолнческие знаки отдельных провинций Верхнего Египта, которые носились на д. 1инных древках во время торжественных церемоний см. Erman Agyptat und dgyptlsсhes Leben im Altertum I, 36 Пр м. Ю. В. Арсеньева Масинисса ок. 240 149 г. дон э. царь Нумибии Северная Африка с 20 1г. дон. э. Каракалла 186 2 17 римский император с 2 г. 9 Тацит ок. 58 ок. 7 римский историк. 10 Wиты украшают изысканнейшими красками лат 14 вых получали иногда названия. Особыми изображениями украшались также и римские знамена, называвшиеся vexi кроме того, в римских войсках существовали особые значки signa для различения легионов и когорт, состоявшие из фигур различных животных, например, орла, волчицы, льва, минотавра, коня, вепря и т. п., водруженных на длинных древках, в бою они носилис,р впереди войска. Фигуры эти большей час 1ЬЮ имели какое либо отношение к истории вечного города. На границе христианской эпохи мы, наконец, встречаем известный labarum Константина Великого увенчанный крестом, который заменил языческие Символы и доставил ему победу над Максенцием. В эпоху падения Римской империи и в последующие времена система отличительных знаков и символов, вошедшая в обычай у римлян, не могла развиваться в прежнем направлении, вследствие нарушения 12 всех установившихся общественных отношений при нашествии варваров. Употребление таких отличий, однако, стало развиваться на новых началах при христианских императорах. При Аркадии и Гонории, в начале V века по Р. Х., когда в Западной Римской империи уже утверждалось владычество готов, свевав, вандалов и аланов и начиналось усиление франков, система отличительных знаков стала вновь применяться в императорских войсках, а также и при дворе греческих императоров, отличавшемся необыкновенной пышностью и великолепием. Как о том свидетельствует современное сочинение Notitia utraque dignitatum et administrationum in partibusbus Orientis а Oссidentis 13, эти отличия присваивались, между прочим, м оrочисле 1ым придворным и государственным сановникам Византии, которые различались между собой в чинах и должностях внешними признаками. Они получали на свое звание от императора особый диплом или грамоту сodiс dignitatis в которой Константин Великий ок. 285 337 римский император с 306 г., поддерживал христианскую церковь. Т. е. от Рождества Христова. Знаки достоинства власти в областях Востока и Запада лат 15 находилось изображение присвоенного их достоинству отличительного знака insigne, signum что представляет некоторое сходство с дворянскими грамотами с пожалованием герба. Обращаясь, наконец, к другим народам Западной Европы, начинавшим в эти времена свою историческую жизнь, мы встречаем некоторые символы и отличительные знаки, хотя, впрочем, в весьма незначительном развитии у готов полумесяц, крест франков крест над кругом ланrобардов также крест анrлов кресты различных форм в сопровождении птиц, шаров и т. д., также дракон саксов черный конь Виттекинда, которого последний, по принятии христианства, изменил на белого также лев и роза датчан ворон, различные кресты и норманнов. 06 этих последних монах Аббон, очевидец осады Парижа норманнами в 886 году, упоминает в своей поэме, посвященной этому событию, говоря, что у них имелись щиты, окрашенные в самые яркие отличительные цвета Подобную же отличительную окраску норманны давали также и своим кораблям. Хотя во всех приведенных нами здесь примерах символов и.ли отличительных знаков у древних и первобытных народов мы и встречаем некоторые черты сходства со средневековым обычаем изображений и отличительных знаков на щите и шлеме, но это не дает нам права говорить о какой либо геральдике первобытных или древних народов дохристианской эпохи, Геральдику можно определить простейшим образом как учение о гербах, а мы увидим, что существенную и необходимую часть всякого герба составляет украшенный изображением или цветом щит и дополняющий этот последний шлем с его атрибутами. Следовательно, в олне ясно, что герб является произведением эпохи рыцарства, продуктом крестовых походов и турниров, одним словом Средних веков. В одной поэ v 1е Ермольда Черного Nigellus относяrцейся к 8 1j оду. норманнский вождь дает следующий ответ посланцу короля Людооик, 1 Добродушного Я имею раскраruснныс rциты, если ты и чеешь бс. 1ыс При,ч. Ю. В. Арсеньева 16 Поэтому герб мыслим геральдичсски только в определенных формах известного стиля, герб в древнеегипетском или дорическом стиле являлся бы бессмыслицей. Геральдике свойственны только два стиля zomuчeскuu. и стиль эпохи Возрождения Эпоха стиля Рококо, хотя таковой и встречается в гербах, совпадает уже со временем упадка геральдики. Впрочем, мы встречаем характерные особенности стиля не только в геральдике различных эпох, но и в пределах одной и той же эпохи в ней можно усмотреть существенные различия, свойстве ные той или другой стране, где она получила развитие. Так, например, мы можем заметить национальные особенности в геральдической zomuкс Англии, Франции, Испании и Германии. На этот интересный и важный для истории искусства вопрос, к сожалению, еще слишком мало обращено было внимания при геральдических исследованиях. Стремление средневековых ученых придавать всему таинст венное и отдаленнейшее происхождение вовлекло первых исследователей науки о гербах в самые невероятные предположения. Так, француз Фавен 1620 относил начало геральдики к первым временам человечества и баснословил, будто потомки Сифа желая отличаться от сынов Каина, изображали на своих щитах различные предметы животного и растительного царства, тогда как последние избирали себе для той же цели предметы искусственные. Сеzуэн 1648 риписывал изображение гербов сыновьям Ноя, ссылаясь на какие то сомнительные а 1юкрифические 6 источники. 1Iашлись и такие фантазеры, которые изобретали гербы для Адама, пророков, ветхозаветных патриархов и еврейских царей. Другие, читая в Kнuze Чисел, что евреи по выходе из Египта разбивали свой лагерь по племенам и семействам, различавшимся своими значками и знаменами, Сиф сын Ада. а и оы, данный им Lого. 1о. 1есто уGито. о Аnеля. Апо рифы не ано и 1еские произведения раннехристианской литературы невк.,ю е, ые в fiнблию. 17 заключали отсюда, что 12 колен Израиля изображали на последних знаки зодиака, каковые и сочли гербами их или же основываясь на апокрифическом предсказании патриарха Иакова сыновьям, утверждали, что каждый из них избрал сfбе герб сообразно с тем, что ожидало его в будущем. Так Иуда принял изображение льва, Завулон якоря, Иссахар осла. Гад воина, Дан змеи, Симеон меча, Вениамин волка и т. д. Любопытно, что это известие об отличительных знаках библейских патриархов проникло с Запада и к нам и встречается в одной рукописи XVII века с приложением соответственных изображений изд. А. И. Успенским в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских М., 1904 под заглавием Писание о зачинании знак и знамен, и.ли прапоров Геральдист XVI века де Бapri нашел возможным дать описание гербов Немврода, Геркулеса, Семирамиды и т. п. К менее фантастичным толкователям эмблем и отличий древности принадлежит аббат Монэ 163 1доказывавший, что истинное начало гербов и отличительной окраски щитов и оружия относится к эпохе римского императора Октавиана Августа 17 преемники которого распространили этот обычай, перешедший затем в Галлию и другие страны, покоренные Римом. Такое мнение, как мы видели, вполне приемлемо по отношению к эмблемам и отличиям, существовавшим у древних, 0 оно ошибочно в стремлении искать у римлян какую либо систематически выработанную геральдику. Известный французской rеральдист XVII века Менестриэ, который признается отцом геральдики, в своей книге о происхождении гербов Origine des armoiries изд. в 1650 начинает ее с перечисления различных авторов, писавших до него по этому предмету. Он насчитывает таковых 18 и без труда обнаруживает, что ни один из них не стоял на почве исторической правды. Из столь разнообразных мнений, Октавиан Август 63 г. дон. э. 14 г. н. э. римский император с 27 r. н. э., внучатый плб 1янник IОлия Uезаря. усынов.,енный им в завещании. 18 rоворит он можно сделать лишь один вывод, что с незапа Я тных времен существовали эмблемы и девизы, чтобы различаться и узнавать друг друга, но что таковые в эти первобытные времена никогда нс яв,лялись нас 1едственными знаками благородного происхождения, установленными на основании точно определенных правил геральдики, как это существует в наше время Такое заключение является, как мы видели, вполне справедливым, а также достоверно и то, что египтяне, а позднее евреи, заимствовавшие некоторые египетские обычаи, различали друг друга во время своих кочеваний и походов посредством знаков, изображенных на шатрах, знаменах и щитах. Этот обычай, следовательно, существовал на Востоке с древнейших времен, прежде чем установлен был какими либо писанными узаконениями. Не подлежит никакому сомнению, что вполне достоверное начало геральдики у христианских народов Европы должно быть отнесено ко времени крестовых походов и расцвета рыцарства, т. е. к концу XI или, вернее, к XII столетию. Только лишь с этих пор употребление гербов стало входить в обычай почти во всей Европе, в особенности благодаря крестовым походам, а также вследствие развития феодальной системы с присущими этой последней разрядами владетелей крупных и мелких ленов и их вассалов. В это время явился обычай присоединять к личным именам еще фамильные прозвища и названия земельных владений, что немало повлияло на распространение гербов, которые уже с XII века стали жаловаться королями и владетельными князьями также в виде отличий. При этом у каждого народа гербы получали своеобразный национальныи отпечаток. Германские народы, вторгаясь в чужую землю, прежде всего заботились о захвате земельной собственности. Поэтому раздел приобретенной оружием земли являлся первым следствием победы и завоевания. Вождь избирал себе лучший участок, а остальные делились между его боевыми товарищами. Последние могли на полученной земле селить разных лиц, подчиненных им 19 и обязанных в случае похода или междоусобия являться к своему владельцу для его защиты. Когда же самим владельцам участков приходилось собираться по зову верховного вождя, то они вынуждены были употреблять отличительные знаки, называвшиеся у французских феодалов сonnaissanсes или enlresains. Эти отличительные знаки помещались на вооружении и знаменах и были необходимы не только для различения благородных от roluriers подвластных но и для того, чтобы можно было распознавать от других главного представителя вассального участка. В средневековых хрониках встречаются кое где упоминания о таких отличительных знаках, или сonnaissanсes. Но в эпоху, когда мы их впервые встречаем, знаки эти, еще в то время весьма несложные, не служили еще для образования особого рода сочетаний, сделавшихся впоследствии исключительной принадлежностью того или другого семейства и легших в основание правил геральдической науки. Они были в это время в некотором смысле общим достоянием, и каждый мог присваивать их себе по собственному желанию и вкусу. Иоанн де Гарланд, написавший любопытное описание города Парижа около 1280 года, сообщает, что купцы, торговавшие боевыми щитами и снабжавшие своим товаром все города Франции, продавали их рыцарям покрытыми сверху холстом, кожей или золотой мастикой, на которых изображались в красках львы и лилии. Во всей Европе в Средние века люди, достаточно богатые для того, чтобы не иметь надобности работать, составляют привилегированный класс, строго отделенный от остальной части общества. В этом высшем классе все, исключая духовных лиц, воины по профессии. Уже Карл ВеликиЙ 18 обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. Необходимость защи 1цать себя, склонность к приключениям и предрасположение в пользу воинской Карл Великий 742 8 14 франкский король с 768 г., И tператор с 800 г. 20 жизни привели во всей Европе к образованию военной аристократии. Так как светские люди считали военную службу единственным почетным образом жизни, то каждый и стремился к ней. Первым условием для этого была возможность вооружиться на свой счет. Начиная с IX века сражались исключительно на лошадях, поэтому средневековый воин назывался во Франции сhevalier, на юге сaver, в Испании сaballero, в Германии ritter. В латинских текстах название воина miles сделалось синонимом рыцаря. Во всей Европе война велась одним и тем же способом, и воины вооружены были почти одинаково. Впрочем, одежда и снаряжение рыцаря существенно изменялись в различные эпохи. Еще римская конница имела вооружением панцирь, состоявший из металлической чешуи, нашитой на кожаную одежду, по примеру римлян готы, аланы, франки и другие варварские племена стали носить такое же вооружение. Таковым же оно оставалось в Европе почти до конца XI века. Но позднее этот первобытный панцирь повсюду вытесняет кольчуга рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном и с прорезом сверху, так что ее можно было надевать как рубаху. На Байёсском ковре tapisserie de Вауеих сделанном через несколько лет после завоевания Англии норманнами 1066 большинство рыцарей изображены еще в чешуйчатых доспехах, но на некоторых мы видим уже кольчуги. Во время крестовых походов первые встречи рыцарей Западной Европы с сарацинской конницей, носившей исключительно легкие кольчуги, еще более повлияли на распространение этой последней. Она называлась на Западе haubert и первоначально доходила до ступней, когда ее укоротили до колен, то ноги, для защиты, стали закрывать чулками из колец, к которым прикреплялись шпоры. Во время битвы рыцарь надевал на голову, сверх капюшона, шлем стальную шапку конической формы, кончавшуюся металлическим навершием сimier Шлем был снабжен стальной пластинкой nasal защищавшей нос, и привязывался к кольчуге ремнями. 2 1 С течением времени кольчуга постепенно подкреплялась железными пластинами на местах, наиболее подверженных ударам противника. С конца XIV века эти отдельные пластины начинают постепенно покрывать всю кольчугу и соединяются в полные доспехи. Что же касается шлема, то он превращается в совершенно закрывающий лицо уже с половины XII века. Рукавицы нз колец защищали руки, а заостренные башмаки из стали ноги рыцаря. Тяжелая массивность этого вооружения несколько оживлялась яркой окраской щита, висевшего на шее на широком ремне, и вышивкой на тунике сotte d armes, surсot опушенной мехом, которая надевалась сверх кольчуги. В таком вооружении сражались герои крестовых походов Готфрид Бульонскнй и Танкред Именно на щитах и туниках стали рыцари в то время изображать свои наследственные эмблемы, или гербы. Наступательным оружием их был меч branс, sсhwert обыкновенно широкий и короткий, с плоской рукояткой, и копье с длинным и тонким древком нз ясеня или граба, кончавшееся железным наконечником к последнему прикреплялась узкая полоса материи gon.fimon значок которая развевалась по ветру. Одетый и вооруженный таким образом рыцарь был почти неуязвим, и с течением времени вооружение все более соверше ствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Но вместе с тем он становится настолько тяжелым, что для битвы ему нужна особого рода лошадь. Рыцарь имеет при себе двух коней обыюювенноrо palefroi для езды и боевого dextrier которого ведет под уздЦЫ слуга. Кони рыцарей сначала были совершенно лишены броневой защиты, но после того как в битве при Дорилеуме 1097 и в других сражениях крестоносцев с сарацинами стрелы последних производили страшные опустошения в их рядах, поражая коней целыми массами, стало входить в обычай облекать и Го рид Бульонский 1060 00 герцог Ни шей Лотари rии. один из предводителей первого крестового похода 1096 1099 гг., ервый правитель Иерусалимского королевства с 1099 г Танкред хрисrnанский рыцарь, участник крестовых оходов, один из героев эпн, 1еской поэ ы Т. Тассо 1544 1595 Освобожденный Иерусалим 22 боевых коней в полные латы. Самое вооружение рыцарей и их копей делало более необходимым, чем прежде, те отличительные знаки и символы, без которых их трудно стало распознавать. Закованные в малоотличающиеся железные доспехи, рыцари как бы теряли индивидуальные свои отличия, так что выразителем отдельной личности являются лишь его щит с изображенным а нем гербом, который повторялся иногда на шлеме и тунике. Следует заметить, говорит Boheim в своей Истории оружия что в период, начинающийся с 70 г., т. е. именно с того времени, когда шлемы стали закрывать все лицо, стал особенно распространяться обычай помешать на.щитах и шлемах, а впоследствии и на знаменах, седлах и конских чалдарах20 известные изображения, служившие для распознавания отдельных лиц. И это именно дало сильный толчок развитию рыцарской геральдики, Чтобы свои умели различать, кто именно есть закованный в стальную броню рыцарь, необходимо было изучить, какое поле на его щите, какие на нем цвета и фигуры, о чем гласит девиз, какие перья или изображения украшают шлем, как спущено забрало и т. п. Во время крестовых походов, когда множество феодалов отправлялось в поход в сопровождении своих вассалов и челяди, необходимость для лиц одного военного сообщества узнавать друг друга посредством отличительных изображений на оружии стала еще настоятельнее. Другим поводом к распространению гербов можно признать желание увековечить известные события и подвиги в своем потомстве. На это в то время имело, по видимому, влияние распространявшееся в Западной Европе знакомство с обычаями Востока, ибо арабы в те времена уже имели выработанную своеобразную систему гербов, и некоторые из их отличительных эмблем, как мы увидим, получили тогда доступ в геральдику Запада и были ей восприняты. По мере того как обычай употребления гербов получал все большее распространение в Европе, произвольный выбор Ч лдар l ОJ 1скне латы. 23 эмблем тем или другим феодалом стал уступать место наслед ственным, и мы замечаем, что личные отличительные знаки, или сonnaissanсes, начинают упрочиваться в некоторых фамилиях и становятся постоянными. Так, например, своеобразный сквозной крест сroix videe, сleсhee et pommetee который Реймонд де Сен Жиль имел на своей печати, приложенной к акту, относящемуся к 1088 г., сохранился доныне как постоянный герб графов Тулузских. Точно также две геральдические рыбы bars на печати Тьерри графа Монбельяр и Бар ле Дюк, перешли в герб его потомков. Наконец, молодые львы lionсeaux которые фамилия Плантагенетов2 1имела в своем гербе. в 27 году, сохраняются до наших дней под именем леопардов в королевском гербе Великобритании. Еще более древними являются гербовые печати сохранившиеся на брачном договоре Санчо, инфанта Кастильскоrо, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнскоrо, и от носящиеся к 1000 году. К этому последнему акту приложено было семь печатей, из которых две сохранились в целости. На одной из них и ображена борзая собака, а на второй щит, пересеченный поясами, первая печать принадлежала, вероятно, Гарцию Арно, графу Ори Маньоак, потомки которого всегда имели в своем гербе изображение собаки. Известны также две печати Адальберта, герцога Лотарингского, приложенные к двум актам 1030 и 1037 г., на которых изображен в щите орел с опущенными крыльями. Гербовая пе чать Роберта Фризона, графа фландрскоrо, с изображением льва Фландрии, относится к 1072 году. Итак, древнейшие известные нам гербы принадлежат к XI веку, но они настолько редки, что, надо полагать, были еще весьма мало распространены в то время. Приведем еще несколько при меров гербовых печатей из этой ранней эпохи. В Германии уже в половине XI века встречается на рыцарской печати маркграфа 2 1Планта 1енеты королевсt 1ая династия Англии в 54 1399 гг. Боковые ветви Ланкастеры, Иорки. 24 Австрийского орел. В Италии встречаем в том же веке на родовых печатях гербь 1фамилий Каносса собаку с костью во рту Ка уа пересеченный справа щит и Салерно щит с рукой, выходящей слева Гораздо чаще гербы на оружии и печатях начинают встречаться с XII века, и здесь нельзя не видеть влияния первого крестового похода и распространившегося тогда повсеместно обычая рыцарских турниров и так называемых состязательных боев joutes. wettkdmpft К этому времени относится печать французского короля Людовика VII Ю 1югоп который первый из французских королей принял в свой королевский герб лилию. Первый римский папа, имевший герб, был Бонифаций VIII, заниимавший папский престол с 1294 по 1303 г. Здесь следует сказать также несколько слов о происхождении 2ородск х zербов на Западе. Печати и знамена городов в Западной Европе, откуда произошли и гербы их, относятся к разным эпохам. Древнейшие из них принадлежат городам южной Европы, которые, несмотря на нашествие варваров, не утратили окончательно своих прав и вольностеи времен римского владычества и вместе с тем сохранили и свои эмблемы той эпохи. Что же касается городов севера, во Франции и Германии, которые получили права и самостоятельность гораздо позже, то их гербы по большей части не восходят ранее XI, XII и X столетий. Менестриэ упоминает в своем исследовании о гербах историю Жоффруа, графа Анжуйского, зятя короля Англии Генриха 1написанную монахом из Мармустье, как древнейшее сочинение, в котором упоминается о гербах. Этот принц, говорится в этой хронике, в 30 году по случаю своего брака появился на одном турнире со щитом, на котором изображены были в красках леопарды, служившие ему гербом 22.Л 10 ов 1ш VII юклу 9 н 2 80 rрра L 1узск й корО, h с 3 7 г., один нз предl однтелей второго крестоlJ ГО похода 47 49 25 Влияние крестовых походов и турниров на развитие геральдики как науки с определенными, точно установленными правилами, не подлежит сомнению. Таковой мы встречаем ее прежде всего в Венеции В этой аристократической республике знаменитые фамилии, И К
| ||||||
© 2007-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |