| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция II. Начало геральдики в Средние века и причины, вызвавшие ее появление у народов Западной Европы. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция II. Начало геральдики в Средние века и причины, вызвавшие ее появление у народов Западной Европы.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 17-30 Аннотация: Лекция II. Начало геральдики в Средние века и причины, вызвавшие ее появление у народов Западной Европы. Ненаучные предположения о существовании геральдики в древнейшие времена. Потребность в гербах, вызванная характером рьщарского вооружения. Переход отличительных знаков в наследственные гербы. Влияние крестовых походов на распространение гербов. Появление гербов на средневековых печатях. Городские гербы. Влияние сношения Западной Европы с Востоком на развитие геральдики. Венеция Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 48657 знаков (с пробелами)
Лекция На 1а. 1а 1сра, ц к в сpсJнuс вс а 1р 11ны. выз 1юв 1Iс се ояв, 1сн 1Iс у нароJов ЗаnаJно Европы. f снау 1т, 1с рсдпо. 10жст 1я о сущсствован 11сра. цик в Jрсвнс и с врс.чсна. Потребность в 1србах. вызватIая характсро.II рыу,арско 10 вооружения. ПсрсхоJ от,ш Iте. 1ьных знаков в наслсдствент, 1с 1сf бы. В. ян с крестовых походов на распространение 1србов. Появ. 1енuс 1србов tta срсднсве овых е 1атях. ГороJскuс 1србы. В. ян с сношения ЗапаJно Европы с Востоко. на развI 1т е 1сpa. JtI 1ш. Вснсuuя. Крестовые походы, по мнению известного историка Гервинуса, суть высшие, даже поворотные точки от древнего мира к новому, великий переход от античной жизни к новоевропейской. Три века ранее Каролинrи 1противостояли магометанам на Западе, теперь Европа поднялась не на одних только мавров в Испании, но и на восточных нехристей, как будто бы хльшула обратно бурная волна великого переселения народов. Но вместе с крестовыми походами и через них совершился поворот во всей внутренней и внешней жизни к новому периоду истории. Крестовые походы, говорит Каррьер, начинают открывать мир для постоянных и неудержимых впредь международных сношений и доводят вместе с тем духовную жизнь Европы до полного расцвета. Свежие исторические народы переходят из ребячества в юношеский возраст. От всего этого времени веет внешним молодечеством и восторженной теплотой чувства, что придает ему какую то прелесть, какой то особый аромат, под которыми местами таится еще много нескладного, дикого, незрелого, местами много преувеличенного, чрезмерного. С криком Так Богу угодно Dieu le vo прикре ляли себе к плечу крест не только целые тысячи рыцарей, но и ростой бедный народ толпами валил к престарелому отшельнику, объезжавшему весь край верхом на осле, даже дети собрались в 1Каролн п н астня uo Франко,0, 1госу арстве коро. 1е скм 1с 7j г. н мператорская с 800 127 поход к Иерусалиму. В таком всеобщем подъеме душ, силой одной идеи, видим мы руку мировластителы юго Промысла, не внутренний ли, в самом деле, пережив высказывался в кличе Так угодно Богу Приведем здесь также слова другого исследователя европейской культурной истории, Гизо2 Две великие причинны говорит он, вызвали в средневековой Европе крестовые походы первая была нравственная, а вторая социальная. Нравственной причиной являлись религиозные побуждения и верования. С конца VII века христианство вступило в борьбу с исламом. Оно победило его в Европе, испытав большую опасность со стороны этого грозного тогда противника и ограничив область его господства Испанией, и в этой последней стремилось еще все время окончательно его вытеснить. Крестовые походы иногда представляли событием как бы совершенно случайного характера, возникшим вдруг и вполне неожиданно, под влиянием проповеди Петра Пустынника3 Но это неверно крестовые походы являлись продолжением, высшим кульминационным пунктом великой борьбы, длившейся в продолжение четырех столетий между христианством и исламом. До тех пор театром этой борьбы была Европа, теперь он перенесен был в Азию. Великий смысл этой борьбы заключался в столкновении двух религиозных и социальных мировоззрений, и крестовые походы были главным ее кризисом. Второй причиной, вызвавшей крестовые походы, был социальный строй Европы в XI веке, сложившийся в узких формах феодализма. С течением времени общественная мысль нс могла более удовлетворяться этими формами, ей нужен был простор, движение вперед. Народы Европы устремились в крестовые походы, ища в них выхода к более живому и полному существованию, открывавшему им широкие перспективы будущего 2 изо Франсуа 1787 1874 р нцузс 1ш историк. Петр Пустынник нз А, 1ьена 10 х, O IIH ю pyi oIJO IПс. 1сй перпо 10 крестового похода. 28 Эпоха крестовых оходов представляет особенно интересный предмет изучения не только в политическом их значении, 0 и во всех связанных с ними подробностях общественной жизни и быта. Вот почему мы должны особенно внимательно остановиться на этой эпохе при изучении геральдики. Гербы стали особенно распространяться в Западной Европе в течение XII и XIII веков, и, как мы уже заметили, в этом ясно сказывалось влияние крестовых походов. Достойно внимания, что весьма многие характерные учреждения средневековои эпохи возникали под влиянием случайных причин. Так это было и с родовыми отличиями, состоявшими из фамильных прозвищ и гербов. Если некоторые из их, как мы видели, и существовали до крестовых походов, то они являлись еще довольно редкими, тогда как общая потребность в них сказалась именно с этой эпохи. При огромном стечении рыцарей всех стран в войске крестоносцев стало необходимым различаться, как по национальностям, так и по личным владениям, и это достигалось именно через прозвища и гербы, помещавшиеся на знаменах, ш емах и щитах. В этом крестоносцы брали пример с мусульман, уже имевших для военного времени отличительные цвета и личные символы. Большая часть сарацинских эмиров, подражая самому Саладину отличались строгой простотой своего боевого снаряжения. Вся роскошь последнего заключалась в красоте их коней и блеске оружия и знамен, на которых они имели написанные золотом и красками изображения различных эмблем, преимуществешю растений, цветов и плодов. Некоторые намеки а такие своеобразные гербы у пехристианских народов встречаются в средневековой поэзии. Так, Вольфрам фон. Эшенбах повествуя о подвигах Карла Великого Салади Са. 1ах ад ди 138 93 египетский султа с 7 1г., ос оватс. 1ь д 1асп 1и Л юби юв, nозг. 1ав. 1ял борьбу мусу. 1ь ш прот n кресто ос ео. Вольфра 1фон Эшеflбах ок. 70 ок. 1220 е., 1с шй 0эт ез 1rер. 29 против мавров Испании, упоминает об изображениях язы сских богов на щитах последних. В другой героической поэме начала XIII века, воспевающе крестовый поход ландграфа Людвига Бла 1очестивого, описы ваются боевые отличительные знаки Саладина и его сподвижников и также упоминаются изображения языческих богов на их щитах. Но эти поэтические описания более чем сомнительны, ибо мусульмане, во первых, не допускают никакого много божия и, во вторых, даже запрещают употреблять изображения каких либо оживленных существ. Более достоверным является описание вооружения сарацинского витязя у Конрада Вюр бурско о, причем упоминаются языческие письмена на его щите. Такие надпщ и действительно встречались в виде отличительных знаков на щитах мавров и сарацин, как встречаются на них также изображения растений и плодов. Все побуждает нас думать, говорит историк крестовых походов MiсhaudГ., что происхождение прозвищ и в особенности гербов обязано своим началом крестовым походам. Феодальныи сеньор не нуждался в отличительном знаке, пока не покидал своего наследственного замка, но для него явилось необходимым различаться от других, когда он оказывался вдали от своеи родины и терялся в массе крестоносцев различных стран Большое число фамилий угасло во время этих религиозных войн, не меньшее число разорилось, и эти последние особенно дорожили осязательными доказательствами своего благородного происхождения, остававшегося их единственным преимуществом. После того, как многие благородные фамилии угасли, явилось необходимым заменить их другими, с этих пор, а именно при Филиппе Смелом7, вошел в силу обычай во Мишо Жозеф Франсуа 1767 1839 французс 1шй историк романти 1еского направления, главнь 1й труд История крестооых по7 ходоо Те. с XIII в., поско ь, у Филипп С 1rлый 1245 128j фр III. УЗский король с 1270 130 Франции жаловать дворянское достоинство, а как только появились новые дворяне, стали более ценить дворянство старинное. Одно лишь владение землей не признавалось уже достаточным для сохранения и передачи потомству имени, которое уже само по себе становилось также собственностью, освященной историей и признанной обществом. С этих пор дворянство стало более дорожить отличительными знаками, каковыми являлись гербы. В первом крестовом походе, начавшемся в 1096 году, находилось множество герцогов, графов и рыцарей из Италии, Германии, Фландрии, Франции и Англии, и, несомненно, каждый отдельный отряд имел свои отличительные знаки. Общим ж знаком для всех крестоносцев, как показывает самое их название, являлся крест. Он делался из красного сукна или шелка и нашивался на правом плече одежды, или же укреплялся на шлеме изображался он также на значке копья и на латах, как это видно на древних расписных стеклах аббатства Сен Дени в Париже и других современных рисунках. Князья и рыцари имели на своих стягах изображения и знаки, служившие для сбора их воинов, на некоторы х из них виднелись леопарды и львы, на других птицы, звезды, башни, кресты и изображения различных деревьев востока и запада. Иногда они различались только по цветам так, знамя Боэмунда было кровавокрасное, а короля Балдуина белое. На стяге герцога Танкреда было изображение так называемого креста Св. Антония, в виде буквы Т с шаровидными украшениями на концах. Жители покоренных крестоносцами городов Малой Азии нередко выставляли на своих стенах такие отличительные знаки своих завоевателей, чтобы оградить свою безопасность от других военных отрядов. Появлялись тогда также гербовые эмблемы и на щитах. Брат первого короля иерусалимского Готфрида Бульонскоrо герцог Эдесский имел золотой щит с изображением орла, который он приказал носить пред собой в походе, о чем повествует современная хроника Гиберта. Можно полагать, 3 1 что такие гербовые фигуры имелись также на щитах менее знатных рыцарей8 В хронике Матвея Парuжск020 говорится, что при взятии Иерусалима крестоносцами каждый рыцарь, занимая дом, вывешивал над его входом, как признак занятия его, свой щит. Многие рыцари в эти героические времена не имели других обозначений в современных хрониках, кроме признаков их гербовых щитов. Так, например, в 50 году один испанский рыцарь, прославившийся в Палестине выдающимися подвигами, обозначался не иначе, как рыцарь с зеленым полем в щите. Дю Канж9 в своих примечаниях к византийской хронике Анны Комнин говорит, что в третьем крестовом походе 88 в котором приняли участие короли Филипп Французский, Генрих Английский и граф Филипп Фландрский, по взаимному соглашению этих вождей, приняты были для различия крестоносцев разных национальностей красные кресты для французов, белые для англичан и зеленые для фламандцев. К этой же эпохе относятся первые пожалования гербов и дополнения их новыми геральдическими эмблемами в виде особой награды за участие в крестовых походах. Так, мы читаем в хронике города Бремена, что когда в 0 году в Германии повсеместно производи.лея сбор добровольцев для участия в предстоявшем крестовом походе, несколько граждан Бремена, следуя призыву своего архиепископа и под предводительством двух городских консулов, отправились на Восток и отличились там при взятии Берита и Сидона. Герб, дарованный после того городу Бремену императором, засвидетельствовал услуги, которые его граждане оказали святому делу освобождения гроба 8 В Туринском музее оружия Лrтпiа Nс, 1с сохрJняется оесы 1а тяжелый щит овальной фор. tЫ эпохи крестовых походов, на которо. 1ю 1еется рельефное изображение из серебра лежащего льва, над которы 1 большой четырехконе шый крест. Это си. волиэировало силу и ужество рыцарей в за 1ците христианства Пр 110. В. Ар.ссньсва 9 Дю Ка ж Дюканж I pль 16 10 1688 1J ран узск й истор к и филолог. 32 Господня от неверных. Герб этот изображал серебряный ключ в красном поле. Подобное же отличие за участие в крестовом походе было даровано городу Гарлсму в Голландии императором Фридрихом II в 22 году, герб этого города, состоявший из трех звезд, дополнен был тогда, в виде особой награды, изображением серебряного меча. Наконец, крестовые походы вызвали учреждение рыцарских орденов, между которыми главнейшими были орден Св. Иоанна Иерусалимского впоследствии Мальтийский храмовш 1ков или тамплиеров и Тевтонский или меченосцев. Ордена эти имели немалое влияние на развитие дворянства и даже на политику последующих времен. Мы остановимся на них более подробно, когда будем говорить о рыцарстве, теперь же заметим лишь, что эти ордена требовали от вступающих доказательств наследственного дворянства в нескольких поколениях и этим немало способствовали развитию генеалогии и учрежде 1rию фамильных гербов. Крестовые походы содействовали сближению Западной Европы с Востоком, о чем мы уже имели случай говорить. Тогда проложен был путь международным связям, открылись торговые сношения с Востоком и, вместе с тем, стало развиваться сознание народности. Известно, что сближение с Востоком началось еще гораздо раньше в южной Европе. Восточная культура господствовала по всему африканскому побережью и в южной Испании, христиане находились в правилыrых торговых сношениях с египетскими, тунисскими и испанскими мусульманами и с византийскими греками. В Испании и Италии, под влиянием мавров и арабов, восточная пышность давно уже вошла в моду. При Карле Великом восточное влияние начало сказываться и в Германии. Для пилигримов, направлявшихся на Восток сухим путем, Германия еще в то время являлась главной дорогой, и поэтому она должна была вос ри ять раньше Франции немало обычаев великой византийской цивилизации. Рейн и Дунай были во времена Карла Велико 10 боль 33 шими дорогами, ведшими в Константинополь. В общем нам хорошо известно, что заимствовали христиане у Востока, 0 опю сительно отдельных предметов или обычаев мы редко знаем, перешли ли они в Европу через Испанию, Сицилию, Византийскую империю или крестоносцев. Приписывать влияний крестовых походов все восточные обычаи, господствовавшие в Европе в Средние века, говорит Сеньобос ю значит преувеличивать их влияние или подводить под их имя все сношения христиан с мусульманами. Несомненно, что средневековая Европа многое усвоила от мусульманских народов, но невозможно t точностью определить роль крестовых походов в этом воспитательном влиянии Востока на Европу. Единственное, что можно приписать им с уверенностью, это перенесение на Запад тех обычаев, которые возникли в самой Сирии, таковы были в области военного искусства арбалет, барабан, копье с перевязью, таковым был также распространившийся во время крестовых походов обычай украшать свои щиты отличительными знаками, которые становятся фамильными и уже не меняются. Так возникла система гербов. Она сложилась на Востоке, как о том свидетельствует самый выбор и название первоначальных геральдических цветов, или финифтей. Голубой цвет, или лазурь azur на геральдическом языке, также называвшийся lapis lazuli, только что в то время был вывезен в Европу с Востока, и современное его название ультрамарин Ыеи d outre mer еще служит живым воспоминанием об этих дальних военных экспедициях в Палестину. Заметим, что название azur происходит от персидского azur синий, производного от арабского глагола синеть отсюда же происходит lapis azurk или lazulite название драгоценного мрамора, получившего свою окраску от меди, подобно бирюзе, его находят преимущественно в Персии, и из него производится краска, называемая ультрамарином. 0 Сеньобос, Шарль 1854 1942 фра цузск й историк, рспод,ш u Сорбо не. Заморская сш 1eu i ф IOH.IJ 34 Красный цвет, геральдическое название которого gueules, 0 лучил таковое от украшений из мехов, которыми рыцари крестоносцы обшивали свои походные одежды вокруг шеи и рука u u u вов, окрашивая их в красныи цвет пурпуровои краскои. Rubriсatas pelliсulas, quas gulas voсanl 12 говорит Св. Бернард апостол второго крестового похода. Название gueufes также происходит от персидского gul красный по турецки ghiuf. Это слово на персидском языке обозначает также назва, Шffi.f РЗ t, кртора,я па Востоке преимущественно бывает красной. По латыни для обозначения красного цвета говорили тоже rosсus сolor розовый цвет. Слово sinople обозначает в геральдике зеленый цвет, довольно редко встречающийся в гербах Западной Евро ы, так как одежды реже бывали этого цвета. Гсральдист de Beaumont на основании своих исследований утверждает, что корень слова sinople греческий и происходит, через искажение, от слов prasina hор д зеленые вооружения, выражение, употреблявшееся в Византии на играх ипподрома артией зеленых. Опуская первый слог pra, остается sina hopia, подобно тому, как в слове Фсссалоники, из которого вышло Салоники такое отнадение слога весьма часто в различных языках и во многих словах. Некоторые авторы указывают другое словонроизводство, менее обоснованное. Sinople, по их мнению, произошло от Синопа, города в Каппадокии, на берегу Черного моря. По Плинию, название этого города происходит от sinopis, особого рода почвы темно красного цвета, которая употреблялась в живописи и которая первоначально добывалась в этой местности, близ Черного моря. Но, спрашивается, каким образом темно красный цвет мог соответствовать зеленой тинктуре геральдики Впрочем, подобные смешения слов, переходящие из одного языка в дру 1ой, довольно обычны, смежное расположение двух цветов в гербе могло послужить достаточной причинои отнести к одному, а нс к другому цвету иностранное 12 Jкурки, окр шенные n красный цпет, 10торыс 1азы 1ыют 1у, 1а лат Берн р v.ервосский 1090 53 французский теолог 1истик, аббi т юнастыря в Клерво, вдох 1ю итсл 1второго кресто о 10 похода. название, смысл которого был непонятен. К тому же Исидор Севильский 1автор словаря корней, говорит, что sinople есть особый сорт зеленого мела из Ливии. Напротив того, Siсile, знаменитый герольд XV века, был того мнения, что sinople есть название красного цвета. Наконец, в одной рукописи 1400 года встречаем толкование, примиряющее эти разногласия, а именно в трактате De distemparandis сoloribus говорится Synoplum utrumque venit de urbe Sinopli, et est bonum aliud viride aliud ruЬiсundum 1Итак, во всяком случае, восточное происхождение этого слова несомненно. Оранжевый цвет, мало употребительный в гербах ко ти е та, но довольно обычный в Англии, на геральдическом языке носит название tenne. Слово это происходит от арабского henne это название кустарного растения, lausania inermis, листья которого служат жителям Востока для окрашивания но.гей в оранжевый цвет. По всей Азии и у арабов вожди еще в древности имели обычай, который сохраняют и доныне, окрашивать в этот цвет гриву, хвост и брюхо своих боевых коней. В изображениях, встречающихся в персидских рукописях, мы часто находим на это указания. Иногда даже вожди опускают правую руку, которой держат меч, в эту краску, чтобы иметь, по их мнению, более воинственный вид, ибо подобная окраска производит впечатление, как будто всадник и его конь только что вышли из кровавой сечи. Фамилия Оранскоzо владетельного дома d Orange 16 имеет гербовый щит цвета tenne, объясняющий его фамильное прозвище это пример так называемых armes parlantes гласных гербов о которых мы еще.будем говорить впоследствии. Кроме цветов существуют в геральдике и другие признаки, указывающие на ее восточное происхождение. Слово targe Исидор Сеонльский ок. 560 636 архиепископ Севильи с 600 г. автор Этимологш 1э 1иклопед 1раннего среднеоековья. Трактат О разли 1е н uоетов Синоп.,ю., 1поступает из город С 10 па, н хорошего ка 1ества или зеленого или краою 10 оета 1т 0range апельсин. 36 тарч кагорос уш rrребляется в геральдике для обоз ачс ия rцита, происходит от сходноr О арабско 10 слова, означающего rцит с ущербом с правой стороны, чтобы пропускать копье. Суrцествует монета герцогов Бургундских, которая носит это же название,tаrgе, на оборотной ее стороне имеется изображение подоб ого щита с выемкой. Отсюда произоШАа древняя французская пословица n a ni esсu, ni targe Он не имеет ни гроша Любопытно также происхождение другого геральдического термина ambrequin от латинского ambellum клочок, кусок материи Он обозначал вырезки материй, которые свешивались со шлемов рыцарей и развевались по ветру. Геральдисты долго считали, что такой lambrequin, или шлем ый амёт, был простым украшением герба, тогда как происхождение его совершешю иное. Чтобы оградить себя от валящих лучей солнца, арабы пустыни всегда имели и имеют еще обычай покрывать голову куском материи последний носит название keffieh и укрепляется вокруг головы веревкой из верблюжьего волоса, обвитой шелковыми нитями. Под лучами африка ского сол ца без этой необходимой предосторож ости шлемы силь 0 акаливались бы и становились невыносимыми. И действительно, мы видим, что персидские и арабские воины всегда уrютреблнют такие наметы. В боях сабельные удары по шлему должны были неизбежно рассекать этот keffieh и превращать его в клочья. Вследствие этого, чем более амёт становился клочковатым ambrequine тем яснее сражавшийся доказывал этим, что он проявил храбрость и находился в самом жарком месте боя. Во время крестовых походов христианские рыцари переняли этот восточный обычай носить keffieh. чтобы защищать себя от палящего солнца Египта и Сирии, и отсюда произошли эти намёты lambrequins, имевшие вид клочьев, почему древ ие геральдисты называли их рубцами haсhements, не подозревая истишюго их з аче ия. Отсюда же произошла и геральдическая повязка, или 1or 1il. Это ничто иное, как веревка из верблюжьего волоса, которая 37 обвязывается у арабов вокруг 1оловного намёта. Подобные повязки на шлемах, поразительно схожие с восточными, встречаются особенно часто в английской геральдике. Когда повязка изображается в щите как фигура герба, то называется на геральдическом языке тюрбаном, обыкновенно украшающим головы мавров tetes de Maures Приведем еще несколько примеров геральдических фигур, которые особенно выразительно говорят об эпохе крестовых походов. Таковы, например, золотые кружки, так называемые безанты, обозначающие в гербах золотые монеты. Название их происходит от золотой монеты византийских владетелей nummus byzantius, французы перевели его словом besant. Эту монету, подражая византийской, чеканили также некоторые владетели Западной Европы, подобно тому, как чеканились также в Европе маработины, золотые монеты, происходившие от испанских мавров, и секины sequins название которых происходит от арабского sekke монета. На венецианском наречии до сих пор употребляется слово zekka, означающее монетный двор. Некоторые объясняли происхождение этой геральдической фигуры тем, что крестоносцы, возвращаясь на родину из Палестины, прибивали к своим щитам подобные византийские монеты, откуда они и перешли в их гербы. Харак терны также встречающиеся в западных гербах, в особенности во французских и английских, небольшие птицы, изображенные в профиль без клюва и лап, и известные под названием merlettes, похожие на ласточек. Крестоносцы, отправляясь на Восток, помещали изображение этих перелетных птиц на своих 1цитах, показывая тем, что и они странствуют и бездомны. Лишение же птичек клюва и ног означало те раны и лишения, которым подвергались рыцари в дальнем и трудном походе. Символ этот получил в те времена большое распространение, и если он встречается в гербе какой нибудь благородной фамилии Западной Европы, можно почти наверное сказать, что кто нибудь из членов этой фамилии был в крестовых походах и вынес этот знак с собой. 38 Такое же з аче ие имеют кресты, появляющиеся в древних гербах весьма часто и во всевозможнь 1х очертаниях, указывая на участие в крестовых походах. О том же свидетельствуют, наконец, изображения полумесяца сroissant и раковины, составлявшие принадлежность одежды пилигримов. Последние встреча 1отся в гербах крестоносцев с начала XIII века также очень часто под названием раковины Св. Иакова или Св. Михаила. Специаль ый термин эмаль Ьnail, переводимый у нас слоцом. финuфmр который в 1еральдических руководствах издавна применяется ко всем цветам в гербах, получил такое значение потому, что цвета эти накладывались действительно 0 средством эмали. Это род живо 1шси, который умели нрименять и доны е еще применяют в Персии, а также в Византии и Аравии на золотых, серебряных и медных сосудах, на оружии, мебели и других предметах. Италия издавна подражала Персии и Византии в искусстве эмали, этим именно способом расписывались гербы на латах, щитах и металлических досках plaques которые герольды и сами владельцы гербов выставляли перед собой на турнирах. Это слово, эмаль происходит от персидского mina что означает синий цвет неба, так как первые изделия из эмали были синими. Действительно, древние авторы все 1да упоминают син.е эмалевыи цвет Ыеи dёmail Затем термин эмаль сделался общим для обозначения всех геральдических цветов. В старинных словарях слово mina переводится и объясняется через vitreus globulus или gemma adulterina сoerulea стекловидный состав, фальшивый сипий камень Всего сказанного, кажется, достаточно, чтобы оказать, вопервых, какое несомненное влияние имели крестовые походы на развитие и рас ространение гербов в Западной Европе, а во вторых, установить связь между европейской геральдикой и Востоком. Действительно, как мы видели, восточное влия ие рельефно отразилось в древнейшей геральдике Западной Европы, и первые гербы, особенно в эпоху крестовых походов, часто были подражанием гербов арабов и сарацин, народов по природе своей рыцарских. Рыцари крестоносцы с увлечением заимствовали на Востоке, открывавшемся тогда перед ними во всей своей неизведанной привлекательности, множество обычаев, как военного, так и мирного характера, носивших отпечаток восточного изящества и роскоши. Почти все названия цветов, дорогих тканей и драгоценных камней перешли тогда в европейские наречия с Востока. Когда видишь вблизи все эти чудеса блестящей эпохи арабской культуры, то становится попятным, какое неотразимое впечатление она должна была производить на цвет рыцарства Западной Европы, являвшийся из своих малокультурных стран в эти чудные края с богатейшей древней цивилизацией. Эмблемы старинной геральдики, каковы стоящие и шествующие rampants, passants львы и леопарды, крылатые кони, быки и т. п., изображаемые во всевозможных изысканных положениях далее вся эта серия аллеzорических животных пеликан, саламандра, грифон, гарпия, ибис и множество других, из которых ни одно не свойственно европейским странам и которые, напротив, всецело принадлежат Востоку, все эти образы бы.ли издревле излюбленными в восточной поэзии, столь богатой символизмом и таинственностью, начиная с древнейшего гиератическоrо языка Египта и до позднейших времен. Итак, этот богатый символическими образами язык Востока был тогда отчасти воспринят Европой и нашел себе новое выражение в средневековой геральдике.
| ||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |