| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция XVI. Нашлемник или шлемовый клейнод. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция XVI. Нашлемник или шлемовый клейнод.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 213-226 Аннотация: Лекция XVI. Нашлемник или шлемовый клейнод. Его происхождение. Главные формы клейнода и способ его изображения. Шлемовый намёт и его развитие в гербах. Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 48162 знаков (с пробелами)
Лекция ХVI Нашлемник или шле. оеыи клеинод. Е 10 процсхожденис. J 1аеныс фор. ы клсинода способ сzo изображсн 1т. Шлс,wоеыи на.ист ц с 10 разе тис в zсрбах. Нашлемником называется помещенная на шлеме реже отдельно от него пластически изображенная гербовая фигура, которая этим самым дает шлему признак гербового. Такое украшение шлема Helmsсhmuсk в немецкой геральдике называется также шлемовым клейнодом Helmkleinod или, по месту, занимаемому им на шлеме, а именно на гребне его навершием сimier Оно обыкновенно устанавливает геральдическую связь между шлемом и гербовой фигурой, находящейся в щите, и нередко служит к лучшему уяснению этой последней. Уже с древнейших времен мы находим обычаи у воинов всех стран украшать голову фантастическими предметами, чтобы казаться более страшными в.раrам, а также для придания себе более воинственного вида. Предание приписывает Геркулесу ношение в виде подобного головного украшения головы Немейскоrо льва, которое переходило и к его потомкам Гераклидам. Александр Великий, провозгласившии себя сыном Юпитера Аммона, также носил на голове изображение льва, а Пирр, царь Эпира, избрал таким украшением два козлиных рога. Диодор Сицилийский сообщает в своей истории, что египетские цари носили нашлемники в виде головы льва, быка или дракона. Подобный же обычай существовал и в Средние века, когда рыцари стали украшать свои шлемы на турнирах всевозможными геральдическими эмблемами, в числе таковых употреблялись на шлемах перья, крылья птиц, фигуры животных и всевозможных чудовищ и т. п. Нашлемник в те времена часто 274 служил условным знаком между рыцарем и его дамой, по которому иногда только она одна могла узнавать его на турнире. Таким образом, они первоначально не были наследственными, а еще изменялись по желанию, впрочем, встречаются и в древнейший период геральдики нашлемники родовые, как, нанример, рога у герцогов Бретанских. Особенное распространение подобные украшения шлема получили в Германии, где они являются поэтому и наиболее геральдически разработанными. В немецкой геральдике принято, что всякий гербовый шлем должен непременно иметь нашлемник, который составляет существенную его нринадлежность во всяком наследственном гербе. Геральдический клейнод находится в большинстве случаев в соответствии со щитом и его фигурами, как в отношении тинктур, так и по своему очертанию, и с весьма ранней эпохи приобрел характер особого рыцарского знака отличия, сохранявшегося в роде. Шлемовые украшения, или клейноды, появились одновременно с геральдическими шлемами первоначально rоршковидными в XIII веке 1В прежнее время иногда самый шлем расписывался в красках гербовой фигурой, что должно почитаться началом клейнода, который впоследствии стал воспроизводиться пластически из кожи, дерева или жести представляя действительную фигуру, носимую на шлеме. Поэтому, клейнодами являются чаще всего обыкновенные фигуры, естественные или искусственные, представленные в гербовом щите. Когда же в гербе находятся геральдические фигуры, то таковые в клейноде повторяются на особых дощечках Bretter или на крыльях Fluge и т. п., номещаемых на шлеме это так называемые всnомоzаmельныс клсйноды Hilfikeinode Человеческие и звериные фигуры часто изображаются неполными, лишь Древнейшими шлбювьшн украшениями немецких рыцарей были ор. 1иные крылья, бычьи pora, ветви липы и т. п., каковые быва.,и и rстестве 1тьши, и искусственньши. 13 lер 1а ии нашлемники лишь со второй половины XIV ве 1а станоuятся наследстве 1ыми и одинаковыми в одной фа. 1ш. 1ни и.,и же в одной ветви рода При. 0. В. Арсеньева 27S. Рис. 1 PL с. 2 Рис. З Рис. 4 наполовину, как бы вырастающими из шлема, но иногда и целыми, независимо от того, представлена ли та же фигура в гербовом щите полной или урезанной. Но цвет, положение и принадлежности фигуры в щите и на клейноде должны быть всегда совершенно одинаковыми. Впрочем, встречаются и самостоятельные клеиноды, которые не повторяют щитовой фигуры, но, однако, в большинстве случаев, соответствуют ей по тинктурам. t Клейноды, по правилу, имеют главные цвета щита, положение же их согласуется со шлемом и должно быть изображаемо так, как оно было бы в действительности в те времена, когда шлем на самом деле носился со своим клеинодом рыцарями. Главные употребительные формы самостоятельных и вспомогательных клейнодов суть следующие 1poza Horner 2 Крылья Flii.ge, vols 3 щитовые доски Sсhirmbretter 4 шляпы Hute 5 перья, пучки перьев Federkoсher и флаzи, 6 человеческие и звериные фиzуры. Poza всегда встречаются парами и выступающими по обе стороны шлема. Формой своей они или напоминают воловьи, имеющие один изгиб в форме полумесяца или же с двумя изгибами, т. е. искривленные, наподобие больших бычьих рогов. Древнейшая из этих форм первая, т. е. серпообразная, кончающаяся острием, подобно воловьим 276 рогам рис. 1К концу XIV века они становятся больше, с двумя изгибами, и притом отпиленными на концах abgesdgt рис. 2, откуда в XV веке произошли так называемые открытые poza offine Horner которые имеют расширяющееся устье кольцеобразной формы. Это дает им сходство с охотничьими рогами Blashorner снабженными мундштуком рис. 3 Следует заметить, что рога дикого быка или зубра, составляли весьма любимое головное украшение еще у древних германцев, через которые они старались придать себе воинственный, устрашающий вид. Некоторыми гербальдистами совершенно ошибочно заостренные рога считались за клыки кабанов или слонов, открытые рога, т. е. с отверстиями на конце Mindloсher каковую форму они получают в эпоху упадка геральдики слоновыми хоботами probosсides дудками сhalumeaux охотничьими pozaмu сors de сhasse или даже pozaмu изобилия Fйllhorn Опровержение таковых ошибочных толкований МQЖНО видеть уже в том, что встречаются в старину рядом с бычьими рогами в нашлемнике также и уши этих животных. Впрочем, формы рогов, как заостренные и серповидные, так и изогнутые, открытые и т. п., все одинаково геральдичны. Нередко такие рога в нашлемнике украшались всаженными в них так называемыми листовыми стеблями, иногда трилистника Bliitter oder Kleestenge в виде концентрически воткнутых палочек с сердцевидным, липовым или клеверным листком на концах и увешанных небольшими бубенцами, которые при движении звенели рис. 1Павлиньи перья иногда полные хвосты P zuenspiegel также применялись в виде украшения рогов на шлеме с подобными же бубенцами. В отверстия открытых рогов нередко втыкались ветви, цветы, перья и т. п. Рога клейнода получают обыкновенно, согласно упомянутому нами правилу, главные тинктуры щита, поэтому они встречаются то с поперечными полосками разных цветов, то с шахматным или ромбовидным рисунком, то покрытыми беличьим 277 мехом Feh и т. п. Когда пояса имеются в гербовом щите, тогда и рога клейнода получают таковые же рис. 2 и являются, таким образом, вспомогательными клей пода.ми. Впрочем, вместе с рогами встречается в нашлемнике часто и обыкновенная фи rypa повторяющаяся и в щите подобный клейнод помешается между двумя рогами, например, сидящий лев или собака, охотничий рог и т. п. рис. 3 Изображаются также иногда рога козла Steinboсk оленя и единорога, хотя гораздо реже вышеупомянутых. Из них рог единорога встречается несколько изогнутым назад и зазубренным. Этот последний род рогов относится к самостоятельным клейнодам, на которых редко повторяются гербовые фигуры щита. Геральдические крылья суть искусственно воспроизведенные из кожи, жести, картона и т. п. но не действительно существующие орлиные крылья, как парные, так называемый лёт Flug так и одиночные крыло, или полулёт Halbflug В первом случае они или расположены по обе стороны шлема распростертыми рис. 4 что называется открытым лётом offiner Flug положение при прямостоящем шлеме еп асе или же параллельно друг к другу, с острыми концами, обращенными назад рис. 5 Это последнее положение встречается при шлеме, изображенном в профиль, такой лёт называется закрытым gesсhlossemr Flug Крылья всегда укреплены на теменной части шлема, как бы вырастают из него, одно крыло, или полулёт, ставится также на верхнюю часть или гребень шлема рис. 6 Разница между открытым и за u крытым летом является геральдически несущественнои, так как зависит от положения шлема. Форма крыльев более или менее близка к естественной. На древнейших, rоршковидных шлемах она изображалась в более строгом стиле рис. 4 часто в виде усаженных отдельными перьями дощечек или брусков Leisten рис. 6, или же роzов иногда также в виде досок, имеющих очертание крыльев, которые впоследствии стали изображаться более сходными с природой рис. 5. 7 278 Крылья нашлемника обыкновенно получают окраску, соответствующую тинктурам щита, или же на них помещаются щитовые фигуры рис. 5 они также, подобно роrам, украшаются листовыми стеблями, небольшими шарами Ballen павлиньими хвостами, страусовыми перьями и т. д., и между ними, кроме тоrо, помещается часто также обыкновенная гербовая фигура в виде пластически представленного клеинода. итовые доски Sсhirmbretter суть круглые шайбы или угловатые обыкновенно шестиугольные вызубренные веерообразные доски, которые укрепляются на шлеме в стоячем положении. Это, в сущности, род вспомогательных клеинодов, на которых повторяются фигуры гербового щита, а иногда и вес ь щит. Края или углы этих досок обыкновенно бывают украшены шариками, бубенцами, кистями, павлиньими перьями и т. n., а иногда ставятся на особую подушку, покоящуюся на шлеме рис. 8 они особенно удобны для изображения на них гербовых фигур. Форма zоловных уборов шляп употребляющихся в виде нашлемников, бывает весьма различная. Древнейшая из таковых есть низкая, с широкими полями, боевая шапка Sturmhut обыкновенно с закругленной верхушкой так называемая Карре позднее вс тречается обыкновенно шляпа с отворотами Stulphut она имеет высокую, острую форму и отвороты другого цвета. Эти последние часто заменяются короной из листьев т. е. с листовидными зубцами а верхушку шляпы украшают пучки перьев, шарики, 279 Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10 Рис. Рис. 12 цветы, коронки, ленты и т. п. рис. 9 В виде нашлемников встречаются также иногда епископские митры. Так ка на подобного рода головных уборах весьма удобно помешать гербовые фигуры щита, то их можно также рассматривать как вспомогательные клейноды. Фигуры могут быть помещаемы как на самой шляпе, так и на отворотах ее, особенно часто встречаются отвор0 1обложенные розами, фузеями и т. п. Совершенно своеобразный клсйнод, употребляющийся исключительно как вспомоrательныи, представляет в немецких гербах так называемый кошелеобразный нашлемник Beutelstand это есть надстыи на верхнюю часть шлема стоячий колпак, кончающийся кверху двумя острыми концами, которые украшены кистями или перьями Этот клейнод встречается довольно редко, и притом лишь в древнейшее время в особенности на эльзасских гербах. Перья употребляются как клейнод или в отдельности, или же в пучках, из них наиболее древними являются в нашлемниках петушиные и павлиньи перья, новее страусовые. Первые изображаются в виде пучка перьев неравной длины, укрепленных на вершинах головных уборов или же вставленные в цилиндрические влагалища, или колчаны Koсher Павлиньи перья в виде распущенного веерообразно хвоста обыкновенно изображаются выходящими из короны, с несколькими рядами так называемых павлиньих глаз. Страусовые перья сверху загнуты, расположены симметрично веером или в виде венца, иногда выходят из колчана 280 рис. 10 Они получают, по правилу, тинктуры щита, притом, если имеется одно перо, то 0 0 разделяется цветами или же получает металлическую тинктуру щита. Колчаны, в которые вставлены перья нашлемника, имеют обыкновенно цилиндрическую форму и весьма удобны для изображения на них в красках гербовых фигур рис. 10 они часто бывают весьма удлиненными и тонкими, напоминая своей формой столбы или жезлы. Изображать перья выходящими непосредственно из шлема неизящно, и в то же время не соответствует правилам геральдики. Если не применено такого колчана, то перья должны выходить, по краинеи мере, из помещенной на шлеме короны. Флаzи на шлемах изображаются лишь в малом виде, подобно вымпелам или по одному, или же по нескольку вместе. В последнем случае их бывает обыкновенно поровну с каждои стороны, и в наклонном положении, вправо и влево по цвету флаги должны соrласоватвся с тинктурами щита, а изображенные на каждом из них фигуры обращены в сторону древка. Человеческие и звериные фиzуры представляют весьма излюбленный и особенно красивый и оригинальный вид шлемовоrо украшения. Они изображаются в виде пластических фигур на вершине шлема, как бы вырастающими из него, и притом одним из четырех следующих способов 1Отдельными частями тела, особенно головы мужские, женские и з.вериные рис. также руки рис. 12 кисти рук, 28 1 Рис. 13 Рис. 14 Рис. 15 Рис. 16 Рис. 17 Puс. 18 Рис. 19 Рис. 20 ноги рис. 13 в особенности часто в более древних гербах. 2 Туловищами Rйmpfe или бюстами с конца XIV века т. е. голова с верхней частью тела причем шея и грудь изображаются иногда в преувеличенно удлиненном виде но без рук или передних ног у зверей рис. 14 17. Такие неполные фигуры изображаются обыкновенно обращенными несколько вверх, с отогнутой назад шеей, мужские обыкновенно бородатыми и во всевозможных головных уборах, женские с сильно развитои грудью, красивыми плетениями волос и косами, которые часто бывают оттянуты назад в прямую линию рис. 15 Эти бюсты бывают облачены или в шлем о вый намет Helmdeсke которые рисуют развевающимся внизу, или же в костюм эпохи, и притом с различными фантастическими и необычайными головными уборами. Так, например, встречаются человеческие головы с оленьими рогами, клювом аиста вместо носа, ослиными ушами и т. п. чудовищные образы. Из фигур животных особенно часто встречаются орел, лев, собака рис. 17 лебедь, единорог, гриф. Подобные неполные фигуры служат также для повторения на них гербовых фигур щита в особен. ности геральдических иногда им придавали вместо рук другие фигуры, например, рога рис. 16 крылья, розы рис. 12 рыб и т. п., которые находились в соответствии с щитовыми. 3 Вырастающими waсhsend т. е. видимыми до половины rуловища или далее, в 282 виде полуфиrур, с руками или передними ногами. Хотя таковые встречаются лишь в более позднее время, но они еще принадлежат к хорошей эпохе геральдики рис. 18, 19 Украшения их сходствуют с предыдущими туловищ отличаясь от них только большей близостью к природе естественностью а также наличностью рук или передних ног Звериные фигуры нередко украшались орнаментом в виде фантастического гребня на спине, как, например, вырастающая пантера на рис. 19. 4 Полньи, 1и человеческими или звериными фигурами, в различных положениях, соответственно тому, как они изображены в щите. Звериные фигуры изображаются на шлеме обыкновенно сидящими рис. 3 Кроме упомянутых, существует, конечно, еще бесчисленное множество клейнодов, или нашлемников, так как обыюювенные гербовые фигуры, как естественные, так и искусственные, весьма часто служат таковыми и помещаются на шлемах. Так, например, на шлемовом клейноде нюрнбергского патриция Зебальда Гей.ера мы видим поставленную на камнях ступку Morser рис. 20. Но и в этом случае, подобно тому как при выборе гербовых фигур, следует соблюдать рыцарско геральдический стиль, избегая слишком современных форм в изображаемых на шлеме эмблемах2 Геральдическая лилия, служившая также в древнее время шлемовым клейнодом, получала при этом форму двух неполных лилий, или клев, соединенных накрест. Когда подобная фигура помещалась на действительном шлеме, то устраивалась иногда подвижной, наподобие флюгера, и могла вертеться по ветру рис. 2 1 В заключений скажем несколько слов о геральдическом значении шлемово 10 украшения, или клсйнода. Клейнод, как уже было сказано, не всегда является повторением rербdвой фигуры щита и даже весьма часто не имеет вовсе До 50 ых годов прошлоr о сто.,етия у нас, в России, существоn л обы rай в ашлем ике дворянских гербоо no lel JЭTЬ тр страусовых пера Пр 110. В. Арссн сва 283 Рис. 2 1 Рис. 22 никакого отношения и соо твет ствия с последней. Но, тем не менее, основным правилом вес же остается, что клеинод сеть повторение гербовой фигуры в ее главнейших очертаниях и цветах. Нередко в Германии помещали над гербовым щитом одной фамилии клейнодный шлем д ругог о герба, когда этот последний приобретался через брачный союз, наследство или покупку земельной собственности, при этом щит одного герба соединялся с клейнодом другого в один герб. Сл учалось и так, что фамилия принимала новоприобретенный гербовый щит, сохраняя при нем свой прежний родовой клейнод. Также бывают случаи, что клейнод происходит от ранее употреблявшегося герба, тогда как гербовая фигура в щите была принята в позднейшее время, или же различные ветви одной фамилии, имеющие общий герб, принимают для различия разные клейноды. Наконец, нашлемник в виде клейнодной фигуры жаловался иногда как отличие, например, в наших гербах императорский орел, а в немецких орел Германский или Священной Римской империи. В Германии клейноды служили также иногда в прежнее время признаками известной должности или звания, так, например, голова собаки на шлеме обозначал а судью по охотничьим тяжбам, павлин турнирного короля, епископская митра попечительство на д духовными учреждениями и монастырями. Отсюда и прои зо шли нашлемные фигуры, не повторяющиеся в соединенных с ними 284 1 l гербовых щитах. В так называемых zласных 2ербах redende Wарреп, armes parlantes нередко следует искать соответствия с именем владельца не в щите, а в клейноде. Нередко бывает, что клеююд герба, приобретенного через брак, наследство или покупку имения, присоединяют к родовому, помещая оба на одном и том же шлеме, или же, когда два герба соединены в одном щите, то шлем украшается клейнодами обоих. В немецкой геральдике, по правилу, шлем и клейнод всегда бывают неразрывно связаны в одно целое и последний никогда не является свободно висящим или помещенном на венчике bourrelet как это часто имеет место в английских гербах. Встречаются случаи, где шлем совершенно покрыт нашлемником, наподобие чехла, причем шлемный намет совершенно отсутствует таков, например, древний герб фамилии Лан.2шаден фон Штейнах, помещенный в Jюрихском гербовнике, где изображения волосатой личины так называемой чертовой хари Тeufelsfratze совершенно покрывает собой шлем рис 22 Во времена живой геральдики нашлемники изготовлялись из кожи, дерева, картона, жести,плетения или из напитанного клеем, с примесью мела, холста, сукна на шляпах и т. п. Они укре лялись на шлемах или непосредственно посредством шнурков, винтов, ушек с просовывавшимися через них чеками для чего на сохранившихся подлинных шлемах имеются отверстия или же посредством особого венчика, обруча или повязки, плотно их прихватывавших к шлему. Подобного рода соединениями шлема с клейнодом, или подставками, служат обыкновенно 1Шлемовые короны Helmkronen каковые не следует смешивать с коронами различных достоинств дворянства, о которых речь будет ниже. Эти короны нашлемников суть малые венчики простейшей формы, по правилу, с четырьмя зубцами в виде листьев, трилистников или геральдических лилий. Они представляют как бы нижнее окаймление выходящего из них клейнода рис. 7, 13, 19 Эти короны на дворянских шлемах 285 первоначально являлись знаком отличия, но впоследствии стали заурядным украшением шлема, хотя и не составляют вовсе необходимой его принадлежности. 2. Венчики, или бурелеты Wulste, bourrelets буфы Bausсher и повязки из них первые подобны венкам или кольцам, скрученным из полос материй, имеющих тинктуры щита, иногда они бывают также свитыми из цельного головного покрывала и обвязаны цветными лентами с развевающимися концами рис. 20 3. Подушки Kissen четвероугольной формы, наложенные на шлем плашмя рис. 8 и имеющие по углам кисти. 4. Намёты или шлемовые покровы Helmdeсken они являются самым обычным и распространенным в геральдике связующим звеном между шлемом и его клейнодом, а также и гербовым щитом. Поэтому мы остановимся на их рассмотрении несколько подробнее. Намёт есть покрывающая шлем сверху ткань, свешивающаяся в виде небольшого плаща Mdntelсhen, mantelet В различные эпохи геральдики намет получает разнообразные очертания. Мы уже говорили раньше стр. 37 о первоначальном происхождении шлемового покрова, или намета, имевшего целью умерять действие палящих лучей солнца, падавших на отчищенную сталь рыцарского шлема, а также на затылок и шею3 Впоследствии намёты стали также употребляться в виде украшения, и действительно, подобное, развевавшееся по ветру покрывало, накинутое сверх массивного и тяжелого шлема, могло представлять в конном бою и на турнире весьма красивую картину. Намёты появляются с XIV века одновременно с кадочным шлемом, при этом следует заметить, что тесьмы имеющиеся на нижней части rоршковидных шлемов XIII века, служили, по видимому, для привязывания таковых у подбородка и поэтому не могут рассматриваться как намёты рис. 4 В XIV веке намёты появляются на шлемах уже в виде небольших плащиков, И в нынешнее оремя у военных с этой же целью применяются лето. 1так называемые азатыльники тiсk 1ii 1l 1rr При 10. В. Арсеньева 286 живописно и симметрично расположенных и образующих складки рис. 2 или же с развевающимися концами рис. 3 Подобные плащи, первоначально небольшого размера, а затем и более значительного, иногда тесно охватывали шлем рис. 17 сливаясь с клейнодами в одну фигуру. В особенности при человеческих туловищах намёты представляют лишь нижний, свешивающийся край их одежд рис. 14 18 край этот, подобно одеяниям тех времен, вырезывался обыкновенно в виде листьев, фестонов или зубцов рис. 8, 13 Иногда таковые обшивались бахромой, кистями или бубенцами. Мы уже упоминали стр. 4 1о том, откуда могли произойти намёты в виде уэких клочьев или полос материи lambrequin В немецкой геральдике подобные намёты назывались geмddelte Deсken, и окончательная художественная их форма начинает вырабатываться в геральдике со второй половины XV века рис. 7, 19 Иэ длинных листовидных лент они постепенно переходят в курчавые и заостренные в виде арабесок завитки, которые в самых причудливых очертаниях часто охватывают весь гербовый щит. В XVI веке в особенности намёты уже вполне изменяют свой первоначальный вид плащиков на подобный ли стовидный орнамент Laubornament наподобие листьев аканта, в котором отражается художественный вкус или стиль эпохи. Древние мастера граверы и живописцы в этом геральдическом орнаменте проявляли необыкновенное разнообразие форм, давая полный простор своей художественной фантазии. С таит только заглянуть в один из гербовников XVI века, как, например, Юста Аммана, чтобы убедиться в этом между бесчисленным множеством гербов едва ли найдется два совершенно сходных между собой по орнаменту. Намёты в подобной стильной форме, которые действительно еще носилt,iсь на турнирных шлемах XV и XVI столетий, также изготовлялись из кожи, твердого холста, жести и т. п. По геральдическому правилу, внешняя и внугренняя сторона подкладка das Futter шлемового намёта должны быть различного цвета, и притом им обеим даются обыкновенно тинктуры щита, а так 287. как на последнем финифть и металл чередуются, то и намёт получает финифТЬ и металл, и притом обыкновенно металл внутри, а финифть снаружи хотя последнее правило не постоянное Когда гербовая фигура в щите имеет натуральный цвет, который, следовательно, не может быть применен к намёту, то для последнего избирается наиболее подходяЩиЙ ее фигуре геральдический цвет. Когда нашлемник, или клейнод, непосредственно связан с намётом, что цвет первого распространяется и на намёт рис. 17, 18 Намёты бывают также из горностаевого и беличьего мехов рис. 6 или же покрываются иногда щитовыми фигурами посредством отдельных вшивок, как, например, ромбами, фузеями, шахматным делениям, железными шапочками, а иногда бывают усеяны таковыми например, лилиями, липовыми листьями, звездами, сердЦами Впрочем, последний способ украшения на u u мета применяется чаще в англиискои геральдике. Следует заметить здесь, что геральдике не известно равило, по которому тинктуры намёта должны быть согласованы с таковыми же в гербовом щите. Из лучшей эпохи древней геральдики мы знаем достаточно примеров, где это вовсе не имеет места. Впервые, говорит Saсken, современная канцелярская геральдика присоединила к прочим своим, весьма сомнительным и не выдерживающим научной критики правилам и это о согласовании тинктур щита и намета При двух или более шлемах, помещенных на одном щите, каждый шлем должен иметь свой особый намет, и считается вообще недопустимым распространять один намет на несколько шлемов. Когда желают поместить на одном намёте четыре цвета одного или двух соединенных гербов, то разделяют намёт линией, опущенной от середины шлема вниз, па две половины и дают правой стороне намёта тинктуры более почетного щита или полей а левой другого. При изображении намёта следует согласовать таковой по стилю с помещенным на гербе шлемом, так, к кадочному шлему подходящим является намёт в виде небольшого плаща или покрывала, с простым или вырезанным зубцами краем. Вычурный 288 намет в листовидном ор аме таль ом стиле подходит только к копьевому шлему или, еще лучше, к позднейшему турнирному решетчатому шлему, употреблявшемуся в те времена, когда орнаментальные наметы вошли в обычай Во французской 1еральдике на 1ёты т 1нс, iш полу ают разли шые наименования. Они именуются voU IS, когда т 1а ь изрезана и развевается по ветру, спpсlinr, когда они имеют вид капюшона, mnntсlсt, когда напоминают небольшой плащ, и nсhements, когда они висят клочьями в виде лент. Их называют тaкжef, ui rdJ nmml,es, рппщ н s, plumt 1grs и т. д., по их сходству с листьями или с перья 1И. В наrюлсо ювскоii геральдике намёть 1 изображались исклю штельно металли 1еских ти ктур, т. е. золотыми или серебряньши, 1то соверше но неrеральди 1но При. 0. В. Арсс, н,сва
| ||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |