ЛекцияХIV
Описание 2лавне ших типов искусственных фи 1ур.
Наиболее оригинальными по своему типу и особенно свойственными
геральдике яв.ляются фантастические фиzуры, или чудовища momtra к рассмотрению которых мы теперь переходим.
Всевозможные легенды о драконах, сиренах или морских
женщинах, василисках, о птице грифе, единороге и т. п., начала
которых следует искать главным образом на Востоке, подали основание
подобным изображениям в гербах. Чтобы вполне уяснить
себе значение и символику этих фигур, следует принять в
соображение, что в них нередко находили отражение существовавшие
в Средние века понятия о действительной природе, в которых
имелась значительная примесь элемента чудесного. Геральдика
воплощала эти понятия в своих образах, заимствуя их
из различных героических сказаний, христианских легенд о святых
и, наконец, из так называемого звериноzо эпоса Thiersage
Все эти памятники средневековой словесности изобиловали описаниями
различных чудовищ и бсlснословных существ, доставляя
богатую пищу народной фантазии. В удовлетворение этой потребности
находить в окружающей природе черты чудесного и
давать им известное мистическое значение получили большое
распространение в средневековой Европе сборники, известные
под названием Физиолоz Physio ogus Сборники эти представляют
популярно богословские произведения, которые в аллеrорическо
символическои форме описывали действительные и
мнимые свойства животных, предлагая таковые в виде поучительных
образцов для подражания и назидания. Физиолог 242
первоначально выработался на христианском Востоке и лишь
впоследствии перешел на Запад, где описание чудесных животных
явилось желанным приобретением д,ля восприимчивой фантазии
Средних веков, а мистические толкования подходили как
нельзя более к умственно религиозному настроению этой эпохи.
Имея широкое распространение в литературе Востока и Запада 1
начиная с древнейших времен христианской эры и КОН iая Средними
веками, Физиолог представляет большой интерес по
своему широкому влиянию на искусство вообще, а в особенности
на средневековую живопись и зодчество. Мы уже указывали
раньше на тесную связь, существовавшую между этими искусствами
и средневековой геральдикой, и поэтому склонны думать,
что то же влияние распространялось и на древние эмблемы в гербах.
И действительно, средневековая геральдика представляет множество баснословных животных и всевозможные сочетания
звериных и человеческих фигур. Таковы, например, единороги,
саламандры, крылатые львы, люди с головами зверей или птиц и
обратно, различные животные с человеческими головами, львы с
рыбьими хвостами и т. п. Встречаются, впрочем, в средневековых
гербах и чисто мифологические фигуры, как, например, пегас,
цербер, кентавр, голова Медузы и т. п., представляющие как
бы пережиток языческих понятий в христианскую эпоху.
Не подлежит сомнению, что выбор всех подобных фантастических
или отвлеченных эмблем и фигур в гербах имел в те
времена не случайный характер, а связан был с известны I
представлением или идеей, смь. 1сл которых, к сожалению, остается
д,ля нас часто загадочным, вследствие недостаточного 1См. Lauсf 1er 1fr. с,e i, 1e de Pl y iologш Strassburs. 1889. Существовали
и славянские Физ юлот имевшие распространение у ас, на
Руси, и влияние их заметно во многих произведениях нашей древней
письменности хронографах, палеях, житиях Святых и других сочинениях.
Не без их влияния остались и наши устные народные произведения,
здесь сказания Физиолога о животных и птицах имеются или
целиком, или в виде заимствованных типов и образов. Можно предполагать,
что и древняя русская сфрагистика не осталась без влияния этих
сказаний Прим. 10. В. Арсеньева 243
знакомства нашего как с мировоззрением, так и с самым языком
этой ранней эпохи европейской культуры.
Высказав эти общие соображения, перейдем к рассмотрению
некоторых геральдических фигур из области фантазии. 1Крылатый лев Венеции, символическое изображение
евангелиста Марка, покровителя этой древней республики. Оно
заимствовано из библейского видения пророка Иезекииля, Лев
Св. Марка, золотой в голубом поле, изображается лежащим,
иногда стоящим с открытой книгой между передних лап, причем
в правой он держит серебряный меч. В книге начертаны слова Рах tibi Marсe evangelista meust 2 Лев стоит на почве червленого
цвета, и голова его окружена золотым нимбом.
2. Двойной, или двуzлавый, орел Doppe adler, aigle а deux tetes,
ои eploye герб Священной Римской империи. Он представляет
фигуру из двух соединенных в одно целое моноrрамматически
орлов, кагорые поэтому являются как бы одним орлом с двумя головами,
повернутыми в противоположные стороны рис 1
Эта фигура, ошибочно принимавшаяся за символ Восточной
и Западной Римской империй, известна была на древнем Востоке
с отдаленнейших времен. Мы встречаем ее на египетских на сфинксе и древнеассирийских памятниках, в Малой Азии,
в древнем Птерие в Каппадокии в Богазкёе и Эйюке, среди
целого ряда высеченных на скалах каменных рельефов, древность
которых относят к VII веку до Р. Х., находятся также
два изображения двуглавых орлов.
К позднейшей эпохе относится мраморный рельеф с двуглавым
орлом, найденный на Афоне, в основании монастыря Симеону,
построенного императрицей Пульхерией в V веке, мы
встречаем их также на целом ряде памятников арабских и византийских.
Так, например, имеется изображение двуглавых
орлов на арабских монетах Зенгидов и Ортохидов3 с XII по
XIV века, позднее. они встречаются на византийских монетах 1Мир тебе, евангелист Марк лат 1Зенгиды и Орхоиды иранские династии. 244
Мануила Ш Комнина 1390 14 17 чеканенных
в Трапезунде. К концу XIV века
двуглавый орел появляется и на наших русских
монетах как воспроизведение восточной
эмблемы, заимствованной с джучидских
монет4 Появление у нас на Руси, двуглавого
орла с характером государственного
герба, унаследованного от Византии, принято
приурочивать к 1497 году, со слов Карамзина,
и ставить в непосредственную
связь с браком Иоанна III с Софией Палеолог.
Основанием этой дате послужила меновная
грамота 1497 года Иоанна III с его
племянниками, волоцкими князьями Федором
и Иоанном, к которой привешена двухсторонняя
печать Иоанна III с изображением
двуглавого орла с одной и всадника с
другой стороны. Однако факт существования
на Руси двуглавого орла ранее 1497 года
установлен исследованиями в области
русской нумизматики А. В. Орешникова.
Им издана была деньга великого князя
Михаила Борисовича Тверского чека е 1ая до 1486 года с изображением двуглавого
орла, принятым, вероятно, этим великим
князем в подражание Иоанну Отсюда
0 заКJ 1ючает, что введение двуглавого
орла в Московском великом княжестве Иоанном
III последовало вскоре после его женитьбы
на Софии Палеолог в 1472 году т.
е. ра ее 1497 года. Как известно, греческая
царевна привезла с собой в Москву в дар Д, 1учиды династия монгольских ханов, происходящая
от старшего сына Чингисхана Д, 1у
и ок. 1227 хана Джу 1и улуса с 1224 245
Р с. 1
Рис. 2
Рис. 3
Иоанну резной трон из слоновой кости но видимому западного
происхождения украшенный изображением византийского
двуглавого орла. Трон этот сохраняется в Московской
Оружейной палате и доныне употребляется при священных коронованиях.
Вообще почетную царственную эмблему двуглавого
орла принимали в Европе государства, считавшие себя преемниками
Рима например, Австрия а также фамилии, происшедшие
от греческих императоров или соединенные узами
брака с принцессами из царственных домов Ангелов, Комнинов,
Ласкарисов и Палеолоrов 1На этом основании и цари
сербские, которые с XII века неоднократно вступали в браки с
греческими царевнами, усвоили себе двуглавого орла, он перешел
и в нынешний герб королевства Сербии серебряный двуглавый
орел в червленом поле. В Западной Европе мы встречаем
в XIII и XIV веках двуглавого орла в гербах бургграфов
Вюрцбурrских, графов Савойи, Слатты, 1Jюриха и др. Как
герб Священной Римской империи он стал употребляться немецкими
императорами лишь в начале XV века, при императоре
Сиrизмунд.е, хотя встречается и ранее, на монете Людвига
Баварца около 1330 года. Ранее орел германских императоров
был одноглавым. Появление эмблемы двуглавого орла на Западе,
где он вошел также во многие рыцарские гербы например,
в герб знаменитого рыцаря Бертрана дю Геклэна, коннетабля
Франции, в 137 1году ставят в связь с крестовыми походами,
крестоносны могли заимствовать эту эмблему как из
Византии, так и от восточных щродностей Малой Азии, с которыми
входили в соприкосновение. Только в позднейшие времена
двуглавый орел стал изображаться в гербах коронованным, при См. статью А. В. Орешникова Древнейшее русское изображе не двуглавого
орла во II то, 1е Трудов Московского Ну., 1измати 1еского 06 1ества М., 1898, Т. Вып. 1С. 4 Прю Ю. В. Арсеньева
6 В Крыму, блнз Инкермана сохранялся камень с греческой надписью 1427 года и изображение, визант 1с 0 10 1ву аво 10 ор, 1а, уве 1ове 1ивавшими имя строителя храма, князя Манкупского Алексея, из рода
Комнинов, от которого произошли русские дворянские фамилии Ховрин х
и Го. 1овин х Пр 1м. Ю. В. Арсеньева 246 чем ему приданы были в правую лапу скипетр и меч у австрийского
орла, у российского скипетр а в левую держава. К
двуглавому орлу нашего государственного герба мы еще возвратимся
впоследствии.
3. Гриф сreij griffon 0 имеет в ерхнюю часть туловища
орлиную, а остальную, нижнюю львиную, т. е. голова его и
крылья как у орла, с прибавлением стоячих ушей, с шеей, покрытой
ш рьями. На передних ногах, обыкновенно поднятых,
имеются когти. Брюхо, задние ноги и хвост у него, как у льва.
Изображается он всегда в проф иль, обыкновенно стоящим рис. 2 реже шествующим, с хвостом, что поднятым, то подтянутым од брюхо. Иногда верхняя часть его получает другой
цвет, чем нижняя7 В родовом гербе царствующего дома Романовых
гриф является древней гербовой эмблемой. В описях
царской Оружейной казны второй половины XVII века упоминается
между прочим следующий прапор zербовой боярина
Никиты Ивановича Романова дяди царя Алексея Михайловича Прапор, средина тафта белая вшит zриф, тафта желтая,
с мечом, в левой лапе держит клеймо круглый щит повыше
клейма писан орлик ч.ерный, опушка вшита в червчатую
тафту, тафта желтая, откоски объярь8 ч.ерная, писаны zлавы
львовы, золотом и серебром Впоследствии, при геральдизации
этого герба, гриф стал изображаться червленым, а
число оторванных львиных голов на черной кайме щита определилось
восемью, из которых четыре золотых и четыре серебряных,
чередуясь. В польской геральдике древний герб Гриф или
Свобода где он изображается сере бряным в червленом поле,
относят к Х веку. Родоначальником фамилии этого герба считают
Яксу, сына короля Лешка
7 рифы почитались хранитслямu сокровищ. Так, например, 1итае., 1в
одном древнерусском Хроно 1рафс XVII века Люди Аримаспи
живут в дальних землях татарских, имеют по одному оку и воюются с 1риф за жо у 1и з. 1ато Прш Ю. В. Арсеньева Объярь шелковая ткань с золотой или серебряной итью. тJкже
ше.,ковый муар. 247
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
4. Дракон. Draсhe, dragon пресмыкающееся,
но вместе и крылатое животное, с
большой за.остренной головой и разверстой
пастью, из которой, а равно и ноздрей, часто
изображается выходящее пламя. Он имеет
также выпущенный язык и большие зубы,
крылья его подобно тому, как у летучей мыши,
имеют на конце костей когти. Передние
ноги его подобны львиным или орлиным,
вместо задних он имеет толстый кольчатый
хвост рис. 3 Он изображается в профиль,
различного цвета, причем вооружения его
имеют обыкновенно другую окраску arme,
lampasse иногда коронованным, редко с человеческой
головой например, герб французской
фамилии Montdragon Если у него
ГОJ. ОВа львиная, то он называется дракон.ообразн.ым
львом. В гербах часто встречается
изображение Св. Георгия Победоносца на
коне или пешего, поражающего копьем дракона,
например, московский герб, хотя такое
объяснение, по мнению Лакиера, он получил
у нас не ранее начала XVIII века.
Крылатый змеи Lindwurm сходен с
драконом, но отличается от последнего
лишь тем, что имеет и задние ноги львиные.
Легендами С 1драконах особенно богаты
различные сказания и жития святых, в особенности
на Заnадеq Отсюда изображения
их заимствовались и церковной живописью,
и геральдикой. В русской геральдике мы
9 См исследование о драконах и др. чудовищных
змеях в соч. Salverte Dсs sсienсes oсmlte. 0 essai
sur д rnagie, les prodiges et les mir,u l.es 1ris, 1856,
стр. 458 492 Прим. Ю. В. Арсеньева 248
встречаем черного коронованного дракона в древнем гербе Казанскоzо
царства, помещенного в большой rосударстве 1ой печати
царя Иоанна Васильевича Грозного. В польской геральдике
дракон с крестом над ним называемый здесь грифом со
змеиным хвостом встречается в гербе рода Ляцких Laсki
одного корня с Шереметевыми но перешедшего в Польшу.
5. Пантера Panther, Pantier или Pantel в немецкой геральдике
рис. 4, не имеет никакого сходства с действительно существу
ющей пантерой, но представляет помесь льва, орла и
дракона. Она имеет туловище и стоячее положение геральдического
льва, но при этом орлиные когти на лапах и голову как у
коня или же дракона, иногда с рогами. Нередко она испускает
из пасти и ноздрей пламень, хвост и лапы у нее также львиные.
Это фантастическое животное встречается в различных видоизменениях
в гербах Штейермарка и немецких фамилий
Лозенштейн, Шеурл и др. В славянском Физиологе XVI
века встречаем следующее сказание о панфире Всяким
скотом любезней есть, враг же змеи есть, дальнии и ближнии
зверие послушают гласа его, от гласа же его всяко благоухание
ароматом исходит
6. Единороz Einhorn, Monoсeros, liсorne скачущий, стоя
u u щии или сидящии конь с раздвоенными ко ытами, мохнатыми
ногами, львиным хвостом и длинным, витым рогом, похожим на
рог рыбы нарвала, или рыбы единорога Мопоdоп monoсeras на
лбу, иногда с козлиной бородой. Рог и копыта обыкновенно отличающегося
цвета aссornee, animee, о глазах onglie рис 5. Единорог
является особенно излюбленной эмблемой в средневековых
легендах и сказаниях, на нем ездили волшебники, он убивал все,
что ему попадалось навстречу, только чистая дева могла его укротить
и сделать ручным. У древних христиан единорог служил
символом не только силы, во и чистоты и целомудрия. В славянских
физиологах и азбуковниках XVI и XVII веков единорог, или
инро2, изображается так Зверь, подобен есть коню, страшен и
непобедим, в роге имать всю силу На малой печати царя Иоанна
Васильевича Грозного имеется с одной стороны изображение 249
единорога, а с другой двуглавого орла. Хотя единорог и не еде,
лался тогда принадлежностью rосударствешюrо герба, почему и
не помещен на большой печати Иоанна Грозного, тем не менее,
фигура эта встречается еще на некоторых печатях царей Бориса
Годунова, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Единорог
встречается также на должностной печати приказа Боль
шоzо дворца в XVII веке. Историк Татищев утверждал, что еди
нороr был собственным zербом Иоанна Грозного, O достоверно
лишь то, что Грозный частную свою переписку печатал этой эмблемой.
Следует заметить, что на многих памятниках русского искусства
XVI и XVII веков мы встречаем фигуру двуглавого орла,
окруженную изображениями символических животных льва,
единорога, дракона или орла и грифа. Так, например, на саадаке налучье и колчане царя Михаила Федоровича, иэrотовленноrо
в Оружейном приказе 10 при участии иноземных мастеров, мы видим
чеканные изображения, расцвеченные финифтью, двуглавого
орла, а вокруг него изображения одноrлавого орла, держащего венец,
единорога со скипетром, льва с мечом и грифа с державой.
Лакиер и Вельтман дают этим эмблемам символическое
объяснение, основанное на аналогии их с византийскими памятниками В западной геральдике единорог весьма часто встречается
в гербах, особенно в английских, в виде щитодержателей например,
в английском государственном гербе В польской геральдике
мы встречаем серебряного единорога беzущим в гербе
Bonсza, родоначальник этого герба выехал из Италии в 996 году. Саадак этот сохраняется в Оружейной палате под 633 1в Оружейном
зале Прю,t. Ю. В. Арсеньева Над входом в каменные палаты старого Московскою пс 1атно 10 двора,
вполне отстроенные в половине XVII века, имелось рельефное изображение
льва и единорою. стоящих на задних лапах. дру 1к дру 1у лицо, 1
и под короной. Это же изображение мы видим и на приказной пе 1ати
Московского печатного двора. Оно встречается также у нас в XVII веке
на некоторых знаменах и на царских седлах, сохраняющихся в Оружейной
палате, на чеканных украшениях этих последних лев и единорог изображаются
стояr,цими по обе стороны двуглавого орла. Встре 1ается оно
также в архитектурных украшениях царскою Терс,чною дворца Кремле
и на костяном троне Иоа на III Прия. 0. В. Арсеньева 250
В некоторых польских гербах этого наименования единорог бывает
пересечен золотым полумесяцем и сопровождается тремя золотыми
звездами, он перешел отсюда и к некоторым русским фамилиям например, Тур2еневых
7. Мелузuна, или морская женщина, сирена Meerweib,
Seejungfer, Melusine, sirene изображается в виде обнаженной
женской фигуры, которая ниже груди заканчивается в два рыбьих
хвоста. Она часто встречается в гербах коронованной, с
длинными распущенными волосами, с ру ками или безрукой.
Обыкновенно она держит оба поднятые к верху рыбьи хвоста в
руках рис. 6 часто изображается держащей зеркало в одной
и гребень в другой руке 12 Безрукая и бесхвостая эмблема более
древняя. Мелузина служила эмблемой города Палермо уже
в XII веке, происхождение ее восточное.
В. Гарпия, или девоподобный орел Uиngfrauadler, Harpie
рис.7, представляет орла с коронованным женским бюстом, т. е.
грудь, шея и голова девичьи. Составные части этой фигуры
изобража отся различного цвета, причем орлиная большей частью
черной например, в гербе г. Нюрнберrа 13 Мы воСПf ОИЗВО tИМ малый прапор боярина Вашлия С с. 1енов а Волынско 10 4202 Оружейная па. 1ата сопровождавший его на посольские
съезды с nоляка ш в 16 7 6 72 гг. при заключении Андрусовского еремирия. На этом прапоре заслуживает внимания со 1етание
визант 1ско эмбле. JЫ, так называемого J,арс 1радско 1а зна ения или видения одноглавого орла, терзающего змия, с западно 1сральд еско э. блемой. Мелузины на сохранившемся откосе прапора, любоnьтю, 1то у этой фантастической фигуры мы видим здесь надетый
на шею крестик Прим. Ю. В. Арсеньева К разряду подобных баснословных птиц принадлежат в ашей русской
древней рукописной литературе также легендарные ра сю 1с птицы с
рин и алконост, изображения которых сохранились на русских народных лубо 1ных картинках см. Сборник Д. А. Ровинско 10 Пти ы
эти изображаются с жснски.ш О, 10ва. и. коронованны, 1ш и с пав. ть и хвоста. 1и, иногда распущенными. Они встречаются также в виде украшения
в геральдическом стиле, по обе стороны дву 1лаво 10 орла, на
царских кованых седлах XV 1века в Московсrюй Оружейной палате
Обе эти птицы, по легенде, отли rались свою, 1удным райским пением.
Встречается у нас также и своеобразное народное изображение 1арпш апоминаюч. 1се более дракона, нежели птицу Пр 110. В. Арсеньева
9. Кентавр Hippoсenlaur, сenlaure фигура, заимствованная
из языческой мифологии, изображается как получеловек и полуконь.
Встречается, между прочим, в польской геральдике в
древнем гербе Гиппоцентавр, или Довшпрун, где он имеет геральдическую
особенность, а именно вместо хвоста у лошади
пасти дракона, которого поражает стрела, пущенная из лука руками
самого же кентавра. С этим гербом связана легенда о происхождении
литовских князей из Рима. В нашей древней апокрифической
литературе кентавр слился с другой легендарной же фигурой
китовраса в апокрифическом Сказании о Соломоне и
Китоврасе На медных вратах, устроенных в 1336 году архиепископом
Василием для новгородского Софийского собора, взятых
потом Иоанном Грозным в Александровскую слободу, китоврас
был изображен в виде кентавра, который держит в руках маленькую
фигуру брата своего Соломона. В рукописном алфавите
XVIII века китоврас истолкован словами кентавр или онокентавр.
Итак, наш китоврас не что иное, как неумелая переделка
греческого кентавра. Л 1обопытно, что мы встречаем изображение
китовраса на одном сохранившемся в Оружейной палате солдатском
знамени конца XVII века 4 147 он представлен здесь в
кругу алого цвета, пускающим стрелу из лука, фигура китовраса
писана красками, над ним, в верхнем углу знамени, восмиконечный
крест см. рис. 25 на стр 353 Иногда кентавр в наших гербах
называется стрельцом. 10. Гидра Hydra, hydre изображается в профиль, со змеиным
хвостом и семью головами, из которых шесть восстающих
и одна висящая вниз. J вет ее обыкновенно зеленый. Эта фигура,
заимствованная из греческой мифологии Лернейская шдра
встречается, между прочим, в гербе князей Орловых. Химера сhimere фантастическое существо, имеющее
голову и грудь женщины, туловище и лапы львиные и хвост
змеи. Встречается во французских, английских и итальянских
гербах например, фамилии сhimera 12. Василиск Basilisk изображается в виде дракона с петушьей
головой в немецких гербах а иногда в виде птицы, 252
напоминающей орла, с змеиным хвостом и крыльями летучей
мыши, усеянных глазами. 13. Саламандра Salamander так как думали, что она не 10
рит в огне, то ее изображали обыкновенно среди пламени, например,
в польском гербе Salamandra, который имеет, между прочим,
русский дворянский род Хрущевых, выехавший из Польши и
просивший в 1686 году царей Иоанна и Петра Алексеевичей об
утверждении за ними этого герба. Любопытен ответ Посольского
приказа, данный им в то время Родословной палате и взятый из
книги Окольскоzо Дана была саламандра в знак Францышку
первому, королю французскому для того, что посреди пламени
нужд и бед победитель бывал толь превысокого достоинства
знак потом перешел в герб доброродных в Ческой земле Хрущевых
для имянной на войнах храбрости, которую между пламенносерными
оrnьми и воинскими нарядами показали суть а герба их
описаны таково животное тонкое и малое, скорпии много подобное,
не совершенно желтым цветом одеянное, живет оп 1ем, который
вся смертная снедает, в огни бо живет саламандра и т. д. 14. Раи.екая птица, или Гамаюн,н фигура, встречающаяся
в русской геральдике, а именно в гербе смоленском, который
помещен в Титулярникс царя Алексея Михайловича. Герб
этот состоит из обращенной вправо пушки на лафете, на которой
сидит рай.екая птица иногда называемая zамаюном без
ног, с длинным клювом и перьями в виде волос, обращенными
назад и покрывающими все туловище что дает птице сходство
с ежом два длинных пера в хвосте, в виде лиры, напоминают
действительную райскую птицу. Герб этот, по видимому, русского
происхождения, так как под польским владычеством
Смоленск имел другой герб золотой посох на красной хоругви
Райская птица, сидящая на пушке, перешла и в гербы русских
фамилий, происходящих от князей смоленских князей
Вяземских, Козловских, Кропоткиных, дворян Татищевых и 14 Иногда, впrю е в Дреш 1ей Руси под 10.наюNо. разу е. 1и, кажется. и
попугая. Происхождение слова 1а. аюN восто шое ГlpL 10. В.
ЛрсеNьсва
др., но в настоящее время она изображается более сходной с
действительностью и стоящей на ногах.
Заимствованные из греческой мифологии фигуры цербера,
nezaсa, феникса, сфинкса, минотавра и др., также встречающиеся
иногда в гербах, достаточно известны, почему мы и е
будем здесь на них подробнее останавливаться. Упомянутые
нами фантастические животные наиболее характеристичные
и чаще всего встречающиеся в геральдике, но в древ их
гербах, кроме того, появляется еще множество таких фигур,
которые состоят из сочетаний различных животных или же
человеческих фигур со звериными или птичьими.
Перейдем теперь к рассмотрению так называемых искусст
венные фиzур.
В древнее время в гербах изображались всевозможного рода
предметы из области искусства и ремесла, из которых есть много
и таких, смысл которых с течением времени утрачен или, по
крайней мере, не вполне понятен в настоящее время и сохранился
лишь в некоторых местностях. Но в новых гербах, допуская
в них подобные изображения из обыденной жизни, не следует,
однако, идти в этом направлении слишком далеко, если
желают сохранить особенности геральдического искусства и
правил установленных герольдами.
Предметы современной индустрии и новейших технических
открытий являются в этом отношении совершенно неподходящими
в гербах, так как эти последние должны всегда сохранять
известный отпечаток древности, в противном случае гербовый
щит уже слишком резко бы противоречил рыцарскому
шлему, помещаемому над ним. Если же непременно желают
выразить в гербе отношение к подобному предмету современной
жизни, то правильнее будет избрать для его изображения
символ такого предмета в геральдическом стиле. В таком выборе
стиля искусственных фигур должен руководить художестве 1ый
вкус, который приобретается лишь через знакомство 254.
с под,линными образцами древнего искусства герольдов, например,
изучением древних гербовников, каковы Jюрихский, Грюн.еберzский
и т. д. или, например, из напечатанных, особенно
изящного в художественном отношении гербовника Юста Амман.а
XVI века Uost Amman s Wappen und Stammbuсh
Frank url ат Main, 1589 Определенные правила в этом отношении
установить трудно, но вообще в рисунке гербовой фигуры
должно быть сохраняемо лишь одно существенное и притом
с известным отпечатком старины, хотя бы с течением времени
форма изображаемого предмета и подвергалась изменению.
Многие предметы, изображенные в древних гербах, как мы уже
сказали, трудно определимы в настоящее время, так как они совершенно
вышли из употребления. Но при внимательном исследовании
первоначального происхождения гербовых изображений
и их геральдического развития открывается смысл многих
загадочных фигур. Изучение средневековых печатей, надгробных
плит, гербовников и т. п. может дать в этом отношении много
разъяснений, а равно и знакомство с одеждами, обычаями,
учреждениями, ремеслами и т. д. различных исторических эпох.
Многое в гербовых эмблемах могут также объяснить происхождение,
родина и название той или другой фамилии, так как гербовое
изображение в большинстве случаев имеет отношение к
фамильному прозвищу, а часто и к имени первоначального владельца
герба
Искусственные фигуры могут быть подразделены на 1постройки Bauwerke 2 орудия ремесла Werkzeuge и
утварь Gerdthsсhaftm 3 одежду Кleidungsstйсke 4 оружие Wajfm
Фигуры эти могут быть изображаемы в полном виде или частями.
Чаще всего встречаются следующие постройки 1Башн.u Thurm, tour обыкновенно круглые, построенные
из плит, имеющие сверху зубцы, с воротами и бойницами,
причем последние несообразно большого размера, часто
также с острой кровлей или с небольшими башенками по у 1лам. Jвет большей частью серебряный, ворота, окна и т. п. 255
Рцс. 8
Рцс. 9
Рцс. 10
Puс.
черные. Эмблема башни или крепости часто
встречается в гербах наших княжеских
фамилий, как, например, князей Дол оруковых, ербатовых, Хилковых, Гаzариных
и др. Мы находим ее также в польском
гербе Grzymala в золотом поле три
червленого цвета башни, в открытых воротах
средней башни стоит вооруженный воин.
Некоторые относят начало этого герба
ко времени самого Леха 1Впрочем, этот
последний тип скорее приближается к
замкам Burg, сhdteau встречающимся в
западной геральдике, они изображаются
без перспективы, но лишь в очертаниях в
чертеже рис. 9. Замок особенно часто
встречается в испанской геральдике как
герб Кастилии.
2. Jеркви Kirсhen изображаемые
обыкновенно в общем типе той страны, которой
принадлежит герб того или другого
лица на Западе с башнями и высокими
окнами, у нас с куполами
3. Ворота Pforte, porte с фронтоном
или в стене, обыкновенно с открытыми настежь
половинами рис. 9 часто также с
опускной решеткой и зубцами сверху.
Далее встречаются тыны Planken из
заостренных к верху бревен или досок,
мосты Bruсke, pont колодцы Brunnen,
puit с лебедкой или насосом, отдельные
крыши Daсh, toi иногда на столбах, например,
в одном из древнейших польских
гербов Brog или Lezсzyс в красном поле четыре
серебряных столба, покрытых золотой
крышей, древность его относят к XI веку. 256
Наконец, отдельные плиты, 20Nmы Sсhin
tkln стоящие на узком краю называемыми
скошеNными.
Встречаются также корабли Sсhiff
navire рис. 10, например, в гербе Парижа,
и отдельные мачты, паруса и якоря и т. п.
Изображения орудий ремесел и утвари
в гербах отличаются, конечно, большим
разнообразием. Особенно часто встречаются
фигуры, имеющие отношение к рыцарскому
быту военному делу, охоте, играм,
музыке и пиршествам, как, например,
охотничьи poza Uagdhorn, сor de сhasse
согнутые в дугу рис. стрелы Pfiil,
fleсhe самопалы, так называемые птичьи
стрелы Vogelbolzen с дугообразным
наконечником, волчьи капканы Wolfiangef
или зажимы из железа в форме серпа, с
петлей посередине рис. 12 Далее заимствованные
от игр иzорные кости Wurfil,
des шашки Brettspielsteine, pieсes de jеи и
шахматные фиzуры, а именно конь и
башня тура roс d eсhiquier эта последняя
часто изображается в виде геральдической
лилии, но без среднего листа, на
малом постаменте рис. 13 Многочисленны
также в гербах музыкальные инструменты
арфы, лютни, барабаны, лиры,
гитары и т. n затем всевозможные сосуды Тр охот 1щ ьих poza встре 1аются в древнем
гербе знатной литовской фамилии Радз ви. 1ов герб ТтЬу которым пользуются
и некоторые русские фамилии литовского
происхождения, например, Волковы Пршt. О. В. Арсеньева 257
Рис. 12
f с. 13
Р с. 14
Р с. 15
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
котлы 6, чаши, кружки, ремесленные орудия
молот, топор, нож с лезвием, обык ове н о
обращенным вправо, рис. 14 ножницы для
стрижки овец и всевозможные земледельческие
орудия. Из других предметов домашнего
быта встречаются очень часто уда, ключ,
последний с широкой, несколько раз вырезанной
бородкой, оzниво Feuerstahl своеобразной
формы, показанной на рис. 15, столы
и стулья, римские или пили2римские жезлы Romer oder Pilgers b и, наконец, крюки
для вешания котла Kesselhaken особенно
распространенные в гербах северной Германии рис. 16
Между знаменами, изображаемыми в
гербах, различаются 1церковное знамя, или хоруzвь рис. 17 четверо уrольное, разделяющееся
внизу на три длинных косицы, оно имеет
сверху кольца для укрепление шпуров, а
снизу обшито бахромой
2 военное знамя, или прапор Banner,
banniere с одной или двумя косицами сбоку,
развевающееся рис. 18
Изображенные на знамени фигуры должны
быть обращены к древку его.
Наконец, к этому же разряду гербовых фигур
принадлежат весьма часто встречающиеся 16 В испанской геральдике коmл своеобразной
формы с рукоятью, напоминающие корзину,
представляют в гербах знатнейших tращ 1лий riсos hombres весь tа почетную эмбле lу, иногда
в числе от 8 10 в гербовой кайме. Ей по, 1ьзовались
лишь те фа шлии, которые име.,и свое особое зна.мя ко.тел т. е. свое войско При. 0. В. Арсеньева 258
в гербах Западной Европы, в особенности французских где они
причисляются к zеральдическим фиzурам 2 20 разряда ромбы losanges, нем. Rauten фузеи fusees, нем Weсken сквозные
ромбы maсks и rustres, нем Fensterrauten первое с ромбовым, а
второе с круzлым отверстием бильеты billettes, нем Ldngssсhindeln
помещаемые в поле щита рядами, небольшие нродолrоватые
прямоугольники, которые иногда бывают сквозными.
Их не следует смешивать с квадратами сarreaux нем. Quadrate
которые встречаются гораздо реже. Но особенно многочисленны
в гербах, французских и английских, так называемые
безанты о происхождении которых мы говорили выше. на стр.
42 это маленькие золотые или серебряные кружки, на которых
впрочем должен быть заметен след чеканки, так как они изобража,
от монеты, или византины. Видоизменение их представля,
от имеющие другую окраску так называемые во французской геральдике
tourteaux, эти последние всегда бывают с тинктурой
или из меха и besants t ourteaux или tourteaux besants которые
наполовину металлические, а наполовину цветные. Известный
герб знаменитой итальянской фамилии Медичи представляет в
золотом поле во главе tourteau голубого цвета с тремя лилиями
Франции и пятью меньших, таковых же, кружков, червленого
цвета, расположенных под ним в виде внутренней каймы еп
orle Встречаются также кольца Ringe, annelets шары Kugeln и, наконец, так называемые 2амеиды, или бруски Hameides, Натеп, sсhwebende Balken Эта последняя фигура
имеется также в польской геральдике в гербе Корчак три серебряных
уменьшающихся книзу в размере бруска ш,иеида расположенных
горизонтально, один над друrnм, в червленом поле.
Герб этот принадлежал сперва князьям Славонии, из нее перешел
в Венгрию, а отсюда в ХШ веке в Польшу. Он принят также
некоторыми русскими фамилиями польского происхождения Римскими Корсаковыми, Баратынскими и др
Первоначальный способ сшивать щиты из кусков, обивать их
металлическими скобами, украшать драгоценными камнями и, наконец,
скреплять перекрещивающимися цепями во мноrnх случаях 259
Рис. 20
Рис. 2 1
Рис. 22
Рис. 23
является источником происхождения ш которых
геральдических фигур. Сюда относится,
например, так называемое колесо из лш 1ии Lilienrad или, вернее, колесо из так называемых
клев сfeve т. е. неполных лилий. Древние
rеральдисты называли эту фигуру иногда
колесом из карбункулов, также Кл.евскUJ,t колесом сlevenrad так как оно составляло
герб герцогства Кл.евскоzо рис. 19 в середине
его помещен щиток или кольцо, который, в
настоящем щите, украшался драго енным
камнем карбункулом
К одеждам и предметами украшения,
помещаемым в гербах относятся
Различные головные уборы, шапки, шляпы,
иногда завороченные по краям и с окрашешюй
в другой цвет подкладкой рис. 20
сanozu с заостренным носком, какие были в
моде в XIV и XV столетиях пояса для меча Sсhwertgurte различные пряжки, короны и
коронные обручи, имеющие зубцы в виде
трилистников, или лилий. Так называемый
рутовый венец R.autenkranz в королевском
гербе Саксонии представляет проходя щий
диагонально через щит, справа налево, коронный
обруч зеленого цвета рис. 2 1нроисхождение
его объясняется как изображение
в стиле геральдического орнамента венка
из живой зелени из растения руты
В гербах появляется также рыцарское
оружие в полном его составе, а именно меч,
железный шлем, боевой чекан, палица, секира,
панцирь, щит, стрелы и лук, болты Bolzen Далее различные военные принадлежности,
как, например, военные фуры 260 Rйstwagen шатры и т. п. Мы уже говорили
выше о так называемых домовых знаках Hausmarken нередко переходивших в
древние гербы. Многие из таковых получили
свое начало от торzовых знаков, шифров
и моноzрамм т. е. сокращенного изображения
именных букв каковые купцы
имеют обыкновение изображать на кипах
товара, они служили первоначально для
обозначения собственности, а впоследствии
переходили и в гербы например, рис. 22
Их почти невозможно описать, так как они
часто состоят из весьма сложных крючков и
угловых линий. Подобными же малопонятными
геральдическими знаками особенно
богата польская геральдика, но здесь таковые
имеет другое происхождение. В польских
гербах они произошли от родовых знаменных
знаков польского дворянства, прототипом
которых ученыи геральдист
Пекосuнский считает рунические письмена,
перенесеш 1ые в Польшу в начале IX века.
К этому же разряду гербовых фигур относятся
кресты, которых существует в геральдике
бесчисленное множество различных
форм. Главнейшие из них, латинский
крест, или крест распятия Lateinisсhes
oder Passionskreuz у которого поперечная
часть короче, нежели продольная, и делит
последнюю на две неравные половины,
проходя ближе к верхнему концу. Когда
верхнего конца креста недостает, то таковой
называется крестом Св. Антония Таj рис. 23 выступным Kruсkenkreuz,
сroix роипсее называется такой, у 26 1
Рис. 24
Рис. 25
Рш.26
Рш.27
Рис. 28
Рис. 29
Ас
Рис. 30
Рис. 3 1
которого концы образуют выступы, подобные
антониевским крестам рис. 24
Подобный выступной крест, сопровождаемый
четырьмя малыми крестиками такой
же формы, есть иерусалимский. крест.
Когда концы креста заканчиваются двумя
загнутыми остриями, то он называется
якорным Ankerkreus, сroix anсree рис. 25,
когда же они кончаются в виде лилий лилейным
крестом Lilienkreus, сroix florenсee
если в виде трилистника трилистным КleeЬlattkreuz, сroix trejlee рис. 26 в
виде наконечника стрелы стрельчатым Pfeilspitzkreuz в виде ромба роJ,tбuческим Rautenkreuz в виде шаров шаровидным Kugelkreuz, сroix pommetee в
виде малых крестиков перекрещенным Wiederkreuz, сroix reсroisettee рис. 27.
Так называемый водруженный. крест Steсkkreuz имеет нижний конец заостренный,
как бы для того, чтобы водружать
его в землю. Патриарший. крест
имеет две поперечные части, причем нижняя
длиннее верхней, и обе заканчиваются
в виде трилистника рис. 28 Мальтийский
крест рис. 29 состоит из четырех
равносторонних треугольников с выемками
в концах.
Крест с концами, загнутыми под прямыми
углами, называется 2оловчатым Hakenkreuz рис. 30 составленный из
древесных стволов с обрубленными сучьями пнистым Astkreuz подобный же,
но в форме андреевского креста есть так
называемый бурzундский. крест рис. 3 1262
В русских гербах употребляются также весьма часто православные
восьмиконечные кресты, реже шестиконечные и с удлинением
вниз.
Благодаря крестовым походам, как мы видели, крест сделался
особенно любимой гербовой эмблемой и с течением времени
стал различным образом украшаться. Крест четырехконечt 1ый
с равными концами, принятый на Востоке, в геральдике
получил название zреч.ескоzо, в отличие от латинского,
или возвышенного Hoсhkreuz Относительно размеров креста
при его изображении в гербе следует сообразоваться с
щитовой поверхностью, соблюдая правильное отношение к
последнему.
Весьма часто в одном гербе номещается несколько совершешю
одинаковых фигур. Когда таковых имеется неопределенное
число, причем некоторые из них не только касаются краев
щита, но даже видны только отчасти, не помещаясь в щите
вполне, то поле герба получает название усеянноzо или усыпанноzо bestreut, besii.et, seme например, крестами, лилиями,
львами, орликами и т. п. Но при этом все эти фигуры должны
иметь совершенно одинаковый размер.
Фигуры бывают обращены в одну и ту же сторону или отвращены
одна от другой, или обращены друг к другу, или, наконец,
иметь голову обращенной назад относительно туловища.
При этом следует всегда соблюдать правило, чтобы фигуры
приноравливались к форме и положению щита и распределялись
на нем симметрично и красиво.
Единичная фигура, по правилу, должна помещаться посередине
щита. Две фигуры помещаются одна возле другой, этого
не требуется особо обозначать, но бывает необходимо в том
случае, когда одна фигура находится над другой,
При трех фигурах обычное расположение две сверху и одна
снизу выражается так 2. 1необычное положение есть 12,
или все три рядом, или одна над другой. При четырех фигурах
2. 2, т. е. по две в ряд, при пяти 2. 2. 1или 13. 1когда
они расположены в виде креста, 2. 12 в виде андреевского 263
креста. При шести фигурах обычное расположение их 3. 2. 1
при семи 3. 3. 1
Когда фигуры расположены, следуя направлению какой ли
бо геральдической фигуры, то это указывается в виде сравнения,
например, подобно столбу pfthlweise, еп ра подобно поясу balсenweise, еп fasсe подобно перевязи справа еп bande
подобно перевязи слева еп barre или крестообразно и т. п.