| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция X. Геральдические цвета (или финифти) и металлы. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция X. Геральдические цвета (или финифти) и металлы.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 127-139 Аннотация: Лекция X. Геральдические цвета (или финифти) и металлы. Символика их. Различные системы обозначения геральдических цветов и металлов посредством штриховки. Геральдические меха и их происхождение. Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 45860 знаков (с пробелами)
Лекция Х Гсра. 1ь tсск с цвета 0 финифти ц нста.иы. С 1во. а их. Раз. 1ныс систс.ны обозна 1с, 1ця 1сра. 1ьди 1сск х цветов 1с а. ов посрсдство.н 1итриховк Гсра. 1ь. 1сск с нсха II их про с. ож. 1сN с. С понятием о гербе неизбежно связано представление об известной окраске щита, ибо послед шй уже сам по себе имеет тот или другой естественный цвет, который свойствен или материалу, из которого сделан щит, или же придан ему через окраску, позолочение, обивку и т. п. Поэтому щит уже сам по себе, иногда без всякой особой гербовой эмблемы, мог служить отличительным знаком или гербом. Действительно, и в древние, и в новейшие времена мы встречаем такие гербы, которые заключают в себе лишь один какой либо цвет или металл, или мех. Так, например, герб немецкой фамилии Боссенштей.н представляет золотой щит, польской фамилии Биельских серебряный, испанской фамилии Про.до зеленый, французских фамилий Gounay черный, de Barge синий и т. д., без всяких фигур. Геральдика первоначально знала только четыре цвета красный, синий, белый и черный. Эти цвета упоминают как геральдические автор древнего трактата L arbre des batailles времен французского короля Карла V, и другие писатели XIV века. При появившейся вскоре потребности в большем количестве различитель ных цветов в гербах, к упомянутым четырем прибавились еще составные цвета зеленый, желтый, или золотой. aureus и пурпуровый., а в английских гербах появился, кроме того, и оранжевый. tenne Обычай украшать щиты благородными металлами, золотом и серебром, присоединил к вышеупомянутым геральдическим цветам различествующие от последних названные два металла, 15 1 при этом соответствующий золоту желтый и серебру белый цвет ста.ли заменять эти металлы в гербах, не употребляясь более как самостоятельные цвета. Такое различение геральдических цветов или тинктур от металлов мы встречаем в первый раз в одной рукописи о составлении красок 1400 года, и 0 0 с этих пор становится общепринятым, хотя, впрочем, во французской и испанской геральдике как металл, так и цвета продолжают обозначаться общим названием геральдических эмалей етаих, esmaldas Употребление основных цветов в средневековой геральдике некоторые ученые ставили в связь с применением таковых же у римлян, в играх цирка, при которых борющиеся разделялись на партии, различавшиеся цветами одежд. Подобное же различение партий цирка по цветам перешло, как известно, и в Византию и могло, конечно, распространиться и на римские провинции Галлию, Германию и другие, где такие игры также вошли в обычай. Несомненно, что то же самое мы встречаем впоследствии и при рыцарских турнирах Средних веков. В старинной геральдике много говорилось о так называемой символике цветов и отсюда окраске щита приписывалось символическое значение. Хотя новейшие гера.льдисты и не разделяют подобного взгляда, но допускают, однако, что иногда цвет рыцарской одежды и щита получал то или другое условное значение. В старину, как известно, признавали особую таинственную связь между металлами, драгоценными камнями и планетами, а отсюда и соответствующим им цветам любили давать особое толкование. 06 этом писал знаменитый средневековой ученый сardanus ум. 1576 Впоследствии Pierre d Arles посвятил особое сочинение тому же вопросу под заглавием Sympathia septem meta rum et septem seleсtorum lapidum ad planetas Следы таких взглядов отразились и на геральдике. В Англии и доныне геральдические металлы и тинктуры носят по несколько различных наименований, смотря по тому, к какому разряду дворянства принадлежит герб известного лица. Так, золото в гербах принцев называется Soleil солнце в гербах пэров topaze название 152 драгоценного камня а во всех других or, серебро, в таком же соответствии, называется то lune, то perle жемчуг то argent красный цвет Mars планета rubis, gueules синий Jupiter, saphir, azur пурпуровый Merсure, amethiste, pourpre зеленый Venus, emeraude, sinople черный Saturne, diamant, sаЫе. Существовало и другое, символическое объяснение геральдических цветов, по которому они соответствовали различным свойствам и нравственным качествам. Подобным толкованиям цветов в старинных геральдических сочинениях Коломбьера, Варенна, Ансельма и других посвящены целые главы. Достаточно будет привести здесь следующее толкование геральдиста Ансельма Le Р. Anselme Pa дis d honneur Paris, 1686 Золото, говорит он, означает христианские добродетели веру, справедливость, милосердие и смирение и мирские качества могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию черный осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях синий целомудрию, честности, верности и безупречности. Зеленый надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Наконец, горностай, в виде геральдического меха, издавна служит символом чистоты Кроме того, цвета в гербах получали особое фигуральное значение, так, например, красное поле изображало кровь, пролитую за церковь или государя, синее поле небо, зеленое луговую траву, черное мрак печаль 1 Во французской геральдике, которой следует и наша русская, употребляется два металла золото и серебро и всего пять цветов, или фюшфтеЙ Ьпаих а именно 1красная, или червлень gueules изображаемая смесью сурика и киновари, 2 синяя, Бо, 1ее подробные сведения о сюшо, 1ике цветов можно найти в сочинении f retlсriс l ortal Des сoulnm ymboliquс., l шi, 1837, а так ке f ril drсiсh Die. mlюlik und Л ytlюloy,il der Namr 1859 Прим. 0. В. Арсеньева 15 3 или лазурь azur смесь кобальта и ультрамарина, 3 зелень sinople смесь хрома и растительной зелени, 4 чернь sаЫе сажа, или слоновая кость. Заметим, что французское название этой финифти sаЫе произошло не от черного цвета земли, как объясняли его некоторые авторы, а от слова zаЫе или ziЬle, zibeline, означающего по французски черного соболя, по немецки zobel. Корень этого слова арабский, на котором слово zibet также означает соболя, мех последнего, как известно, издавна весьма распространен был на Востоке и оттуда проник и в Западную Европу в эпоху крестовых походов. 5 Пурпур весьма редко употребляемый в гербах, к тому же цвет этот в геральдике не был точно определен, он изображался то лиловым, то лилово красным, то темно синим и других оттенков. Такое различие происходило главным образом оттого, что настоящий, естественный цвет пурпура, добывавшегося в древности из двух различного рода раковин, встречающихся в Средиземном море, действительно был двоякий так называемый аметист более тёмный, фиолетового оттенка, и Тuрский. пурпур огненнокрасного цвета. Древние геральдисты, и в том числе Menestrier, вовсе не допускали пурпура в гербах, а другие, как, например, сolombiere, признавали его двойственным emphiЬie т. е. принадлежащим одновременно и к метал.лам, и к цветам. Как цвет гербового поля, пурпур встречается почти исключительно лишь в испанской геральдике. В немецкой геральдике основными тинктурами считаются четыре красная, синяя, черная и зеленая последняя крайне редко употребляемая в немецких гербах но кроме того, с более позднего времени вошли в употребление еще несколько второстепенных и составных цветов, а именно железно серая eisengrau пепельная ausсhfarb земляная erdumberfarb коричневая braun водянолубая, или стальная wasserfarb, stahlЬ au и, наконец, заимствованная из английской геральдики оранжевая rothgelb Помимо всех названных тинктур, которые встречаются в гербах как цвета щитового поля, для 154 гербовых фиrур применяют еще так называемый натуральный или телесный цвет naturfleisсhfarb, сoukur naturelle Следует заметить, что вышеупомянутые второстепенные цвета, строго говоря, неrеральдичны и к тому же почти излиш и. Названных четырех или пяти основных тинктур и двух металлов для rеральдиста вполне достаточно, если 0 в точности следует правилам геральдики, к так называемым натуральным цветам он прибегает лишь в тех случаях, когда это вызывается действительной необходимостью, например, когда, по особому указанию в гербе, следует изобразить какое либо животное оленя, лисицу, быка, известное растение, часть человеческого тела и т. п. тем цветом, который им свойствен в природе бурого, рыжего, серого, розового, телесного и др. В древнем геральдическом искусстве подобное применение натуральных цветов встречается вообще крайне редко, и лишь в новейшее время эти естественные цвета стали входить в геральдике во всеобщее употребление. Старые геральдисты применяли вместо таковых, по старинному правилу, ближайшие подходящие к ним по характеру цвета геральдические тинктуры. Так, например, олени, собаки, быки изображались обыкновенно в гербах черными или красными, львы золотыми или красными, части человеческого тела красными или серебряными, внрочем, эти последние нередко изображались в старину и натурального телесного цвета. Относительно сочетаний цветов и металлов существует в геральдике общее и основное правило, что цвет не может быть положен на цвет, а также металл на металл, но лишь цвет на металл и обратно. Так, например, красный лев не должен быть помещаем на синем и.ли зеленом поле, но только лишь на золотом, или серебряном или, обратно, золотой орел не должен помещаться на серебряном поле, 0 только на цветном. Само собой разумеется, что желтый и белый цвета, заменяющие при упрощенном изображении металлов золото и серебро, признаются здесь за таковые. Впрочем, существуют многочисленные примеры из лучшего периода геральдики, в которых указанное здесь правило не 15j соблюдено, такие примеры, как мы видели, относятся или к так называемым загадочным гербам, или же произошли от простой ошибки, вследствие того, что золото от времени краснело, а серебро становилось синим или черным. В настоящее время это практическое правило по большей части еще соблюдается, впрочем, уклонения, хотя таковые в художествешюм отношении и не особенно удачны, не признаются, однако, за геральдически недопустиl 1ую ошибку. В немецкой геральдике при более значительной пустующей поверхности герба, т. е не занятой никакой фигурой, таковая иногда покрывается особого рода рисунком, называемым дамаскировкой 2 Он представляет узор в виде арабески, в старину применялся также рисунок, состоящии из ерекрещен ых чер точек, точек, розеток и т. п. При помощи вышеуказа 1ых цветов могут быть изображены без всякого затруднения всевозможные гербы. Но в тех случаях, когда последние нужно воспроизвести посредством металла, дерева, камня или через гравюру и литографию, без применения действительных красок, приходится прибегать к иным способам для различения геральдических тинктур. Потребность в этом впервые начала сказываться в XVI столетии, когда искусство гравюры на дереве и меди стало развиваться и достигло большого совершенства. С этого времени стали появляться печатные гербовники, между которыми заслуживают внимания изданный в Нюрнберге Верzилием Солисом 1555 позднее гербовники Брентеля 1584 и Зuмбахера 1605 Фюрста 1655 и др. В этих печатных гербовниках впервые применены были новые условные способы обозначения геральдических цветов и металлов. Сначала для этой цели употреблялись объяснительные надписи, обозначавшие тинктуры и металлы, а затем, в сокращении, буквы, этому способу следовали упомянутые Солис, а за ним Мартин Шрот 1576 Христиан Ypсmuс 1580 и 2 Такой рисунок встречается в роче., 1и во фра 1щузской rера. 1ьд е. но аще как украшение геральдической ф гуры. и обоз а 1ается тер. 1ю.ч dinpre Прu, 0. В. Арсеньева 156 P с. l Зuмбахер. Они обозначали цвета и металлы начальными буквами немецкого а иногда латинского алфавита соответствовавших им названий так, например, R roth красный, В Ыаи синий, Sсh. sсhwarz черный, Рр пурпур, G gold золото, S silber серебро и т. д. В 1654 году Генрих Спильман применил для изображения финифтеЙ и металлов астрономические знаки планет знак 0 солн а изображал золото D луны серебро с 1Марса червлень 4 Юпитера лазурь Q Венеры зелень j Сатурна чернь и Меркурия пурпур. Но упомянугые способы представляли большие неудобства они оказались совершенно непригодными при изображении гербов с мелкими и многочисленными фигурами, в особенности же при сложных гербах и в небольшом масштабе, и это вызвало введение более целесообразного способа обозначения геральдических тинктур и металлов посредством черт и точек, которыми покрывается поле щита, соответственно их условному значению. Первый опыт применения подобного способа был сделан Яковом Франкартом, он издал в 1623 году в Бр,осселе описание 157 Рис.2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 погребения эрцгерцога Альберта Австрийского, украшенное гравюрами на меди, к которому приложил объяснительную таблицу штрихов для различения на изображенных гербах финифrей и металлов. Золото он предложил изображать горизонтальными штрихами, серебро оставляя чистое место, червлень вертикальными, зелень диагональными чертами слева, чернь взаимно пересекающимися диагональными, лазурь точками. Такой графический способ оказался самым целесообразным и удобным и вскоре вошел во всеобщее употребление, хотя и подвергся впоследствии некоторым изменениям 1 В настоящее время общепринятый метод изображения
| ||||||
© 2007-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |