| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция IX. Геральдический шит. Формы щита у различных народов древности. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция IX. Геральдический шит. Формы щита у различных народов древности.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 118-127 Аннотация: Лекция IX. Геральдический шит. Формы щита у различных народов древности. Средневековые щиты. Геральдические формы щитов и сохранившиеся их образцы. Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 34651 знаков (с пробелами)
Лекция IX Гсральдичсский щ, т. Фор, ы щита у разлu tпых пародов дрсвпости. Средневековые щ.иты. Геральди 1сскис фор.чы щитов u сохранившuсся их образцы. Носителем всякого герба является щит. Вместе со шлемом он составляет существенную часть полного герба, но при этом щит есть важнейшая и необходимая часть последнего, тогда как шлем не безусловно необходим в гербе как мы это уже видели. Не всякий щит, хотя бы на нем и находилось изображение, может быть назван zеральдическим. Таковым считается лишь тот, который имеет очертание, более или менее близкое нарисованное, вырезанное, скульптурное и т. п, к действительному щиту, и притом является удобным для помещения на нем гербового изображения. Формы щита в разные времена и у различных народов представляют большое разнообразие. В классической древности преобладающими формами были круглая и четырехугольная, из которых произошли и все остальные. У греков мы встречаем несколько видов щита круглый, овальный, удлиненно круглый, с выемками по сторонам так называемый беотийский и азиатский, в виде полумесяца, приписываемый обыкновенно в памятниках древности амазонкам. Этруски употребляли круглый греческий щит, который впоследствии заимствован был у них римлянами. Но вскоре он предоставлен был лишь некоторым родам войска, а во всеобщее употребление вошел у римлян так называемый сабuнский щит, или sсutum 1Со времен Сервия 1Это латинские назва ие щита производят от греческого сrxt 1to которое означает щит и кожу, указывая таким образом на материал, из которого изготовлялись такие щиты. От sсulum произошло французское ет, с тsюп и английское esmtсlJron ПpuJ,t. 10. В. Арсеньева 139 Туллия2 последний введен был во всех легионах, отличаясь внешней стороной, окрашивавшейся в различные цвета и с разнородными, по легионам, эмблемами. Скутум был выпуклый, четырехугольной формы до 12 м вышины и 0,8 м ширины он делался из легкого дерева, покрытого кожей и скрепленного металлическим ободом. Легкая пехота велиты имела щиты, меньшей величины и круглой формы, они делались ивовые и покрывались воловьей кожей, так называемые parma. Кроме того, у римлян употреблялся еще так называемый самнитский щит, имевший форму прямоугольника, закругленного с нижней стороны. Как неразлучный спутник воина щит в древности становился иногда даже предметом особого почитания. Таковыми были, например, священные щиты anсilia у римлян, нс уrютреблявшиеся на войне, 0 сохранявшиеся в храме Марса. Между сарматскими и гуннскими племенами, которые в IV веке наводнили Западную Европу, употребление щитов не было в обычае, эти варварские племена на войне сражались исключителыю конными и быстрыми движениями заменяли то, чего не доставало им в смысле боевого вооружения. Впоследствии те племена, которые сделались оседлыми в Германии, постепенно усвоили себе многое из военных обычаев римлян, но, тем не менее, вооружение их оставалось еще самым элементарным, и они употребляли щиты из ивовых прутьев, обтянутых воловьими кожами. Jlнты германцев были такого же типа, они покрывались мехом, обыкновенно волчьим. Подобный обычай обтягивать щиты шкурами различных животных сохранялся в Западной Европе до самого XIII века, и отсюда выработался в Средние века, как мы увидим, так называемый zеральдический мех Feh, Pelzwerk Во времена Карла Великого щиты по большей части делают еще из дерева, обтянутого кожей и скрепленного железными полосами, на крепких шипах, а не из металла. Всадник того време z Сервий lуллий согласно анти 1но., 1у преданию, шестой царь ДрrGнего Ри а в 578 533 534 r О э. 140 ни употреблял легкий деревянный круглый или заостренный книзу щит, который не мешал ему управлять конем, давая необходимую оборону. Круглые щиты rondaсhe имели в середине выпуклое украшение или, вернее, шип. Носился он на левой руке, на широком ремне, другой же, более короткий ремевь служил для того, чтобы брать его в руку. Пеший воин носил в бою большой миндалевидный щит, сильно выгнутый и также деревянный, с таким же скреплением из полос и гвоздей, в бою этот щит опирался своим нижним концом в землю. По видимому уже с IX века появился обычай ставить в бою такие высокие щиты, вышиной несколько более одного метра, тесно в ряд, и за образовавшейся таким образом стеной помещать, под их защитой, стрелков из лука. В эту эпоху мы встречаем длинные, заостренные и приближающиеся к треугольной форме щиты, преимущественно у германских и славянских племен, а круглые и овальные у народностей юга и юго востока Европы. Наши древние русские щиты Х и XI веков по форме своей приближались к треугольным удлиненным, хотя и были несколько укорочены снизу. Такими мы встречаем их изображения в древней харатейной рукописи3 Жития Св. Бориса и Глеба Особенным цветом для окраски древнерусских щитов был багряно красный, о чем упоминает и Слово о полку Иzореве Русичи великая поля черлеными щиты прегородиша Легендарный щит Олега, повешенный им на вратах Jарьграда, мог принадлежать к типу норманнских удлиненных щитов. В Византии в VIII веке встречаются круглые щиты столь малого размера, что они могут быть причислены к разряду так называемых кулачных щитов Faustsсhilde употреблявшихся при бое на мечах. Древнейшие изображения различных форм средневекового щита встречаются в одной рукописи творений Вергилия в Ватиканской библиотеке, относящейся к V веку, щиты Представлены здесь круглыми, с тупыми кеглевидными шипами. В так называемой Золотой псалтыри Psalterium aureum в Харатейная ру 1шпись, написанная на пергамене 14 1 С. Галлене конца VIII века мы видим изображения воинов, конных и пеших, вооруженных одним только родом щита, а именно круглым, романской формы. Размер его в половину человеческого роста, он сильно выгнут и имеет посередине заостренный шип Sсhildnabef Эти щиты были сделаны, как и подобные из эпохи Меровинrов, из дерева, обтянутого кожей, и скреплены на гвоздях металлическими полосами, сходящимися в виде радиусов. Совершенно сходной формы мы встречаем их также в одной Библии IX века, сохраняющейся в церкви S. Paolo juori le mura в Риме. Постепенное изменение римского вооружения, усвоенного германскими племенами, происходило весьма медленно, в связи с исче,зновением античных традиций, так, мы продолжаем встречать круглый римский щит рядом с германским в течение всего раннего периода Средних веков. Между знатными же лицами еще многие века позднее удерживался обычай следовать римским образцам, и еще первые немецкие короли изображаются на своих печатях вооруженными круглым римским щитом. В Италии античные формы щита сохраняются еще дольше, что вполне объяснимо, на мозаиках собора Св. Марка в Венеции XII века венецианские воины изображены с круглыми же щитами. Также и в одной рукописи, содержащей легенду папы Александра в музее сorrer, относящейся к XIV веку, щиты венецианских солдат еще сохраняют ту же излюбленную форму. На Байёсском ковре мы, правда, встречаем по большей части удлиненный романский щит, но рядом с ним еще и круглые. В изображении битвы при Гастингсе в английских войсках представлены также и широкие бретонские циты, почти квадратной формы с закруглениями, они делались часто из бронзы. Уже с VI века имеются исторические известия, что щиты служили у знатных лиц любимым предметом для драгоценных украшений. Григорий Турский упоминает в своей хронике о богато изукрашенном щите с золотом и драгоценными камнями, который прислан был в дар королю испанскому Брунгильдой. 142 Заслуживает внимания, что в XI веке, во времена Гаральда Норвежского появляются первые примеры расписывания щитов различными устрашающими и легендарными изображениями. Эти грубые зачатки первобытной геральдики дают указание на их восточное происхождение. Норманнский щит из дерева с меловой загрунтовкой, узкий, сверху закругленный и заостренный книзу, может рассматриваться как древнейший прототип всех позднейших форм средневекового щита. Для геральдики он приобретает особое значение, так как на нем впервые встреча ются гербовые изображения. Размер этого нового по форме щита норманнских всадников находился в полном соответствии с первоначальным типом брони. Так как последняя в то время, при своем несовершенстве, не могла еще представлять достаточной защиты от ударного оружия, то являлся необходимым щит, закрывающий всадника от ног до плеч. Ц иты XI и XII веков имели поэтому также значительную длину и как у всадников, так и у пеших воинов были одной меры. С этого времени, как мы уже говорили, броня получила существенное усовершенствование, что явилось прямым последствием боевого опыта крестовых походов. Эгот важный успех не замедлил отразиться и на фОрме рыцарского щита, который в течение ХШ века стал делаться постепенно короче, так что теперь он доходил от луки седла лишь до подбородка всадника. Боковые края его, сильно загнутые, сходятся книзу острием, но зато верхний край делается более прямым, ибо лицо рыцаря уже достаточно защищено теперь, при новой форме шлема. Около 1300 года устройство брони получает дальнейшее, уже заметное усовершенствование, и через это рыцарский щит еще раз подвергается изменению, теперь он превращается в небольшой треуzольн.ыи тарч Тartsсhe, petit еси формой почти равнобедренного треугольника, по бокам несколько выгнутый и покрывающий немного более половины груди и левое плечо4 Название tartsсhe, впервые появляющееся в Европе в это время, Он имел nриблизительно 76 см в вышину и 60 см в ширину Пpu,w, 0. В, Арсеньева 143 происходит от арабского darake, откуда произошло итальянское targa. Этим названием первоначально обозначался малый круглый щит С конца XIII века в боевом вооружении французских и бургундских всадников применялись также некоторое время кроме ручных щитов еще особо о рода плечевые щиты Aсhselsсhilde, ailettes Они представляли небольшие прямоугольные доски из железа, носились на самом плече, в наклонном положении и защищали от ударов шею рыцаря. Эти плечевые щиты, применение которых кончается уже около 1348 года, так же, как и тарчи, украшались гербом владельца. Во французском дворянстве и те, и другие составляли в то время отличительный признак рыцарского достоинства, к кольчуге они прикреплялись посредством ремня, надевавшегося на шею6 К концу XIV века и в XV форма тарча испытывает изменения, которые уже не имеют исключительно военное, а более стилистическое значение. Он делается снизу полукруглым, а иногда, как в Англии и северной Франции, четырехугольным, почти квадратным. При турнирах употреблялись особого рода тарчи, имевшие вырезку с правой стороны, через которую просовывалось копье, так называемые Steсhsсhilde, и с сильно выгнутыми краями. В XVI веке броневые доспехи достигают полного своего развития, и рыцарский щит, служивший в течение пяти веков 1Приложенные нами на рис. 12 изображения, заимствованные из лицевой рукописи XIV в. Пп dиiпеит воспроизводят фор Ы этих треугольных тарчей, представляющих первый тип вполне 1ера, 1ьдu 1сско 10 щита Прим. Ю. В. Арсеньева 6 В эту же эпоху XIV в. стремление дать и пешему войску действительное средство для самозащиты вызвало появление в Западной Европе большого, так называбюго стоя 1е 10 щита Setz.r,bl d или бо. 1ь ио 10 паве за. Он имел форму параллелограмма с закrуrленной вершиной, вырезы для зрения и железные острия для утверждения в зе fлю. На этом щите, происхождение которого, вероятно, итальянское pavois, pavese от г. Павии также рисовались обыкновенно разные эмблемы с надписями религиозного, а иногда каббалисти 1еского характера При.м. Ю. В. Арсеньева 144 Puс. 1 Рис. 2 столь важным оборонительным оружием, теряет теперь свое значение и с этих пор сохраняется лишь как отвлеченный геральдический символ. В эпоху возрождения классического искусства в XVI веке, когда гербовые щиты в действительности 145. уже более не носились, им стали придавать произвольные формы, овальную или с различными изгибами, вырезами и завитками по краям, каковые в XVII и XVIII веках становились все более изысканными и сложными. Получая совершенно неподходящие приделки и украшения, подобные щиты все более удалялись от действительно употребительных. В прежнее время в геральдике принято было называть овальные щиты итальянскими, прямые, заостренные к низу французскими, тарчи с вырезкой немецкими и прямолинейные, с уширенной верхней частью и острием внизу анzлийскими. Но подобные названия не имеют за собой достаточного основания, так как в одну и ту же эпоху у всех названных наций встречается приблизительно одна и та же форма щита. Итальянцы действительно имеют своеобразную форму гербового щита, каковая сохранилась у них почти неизменной с весьма ранних времен и доныне, она произошла от стоячего тарча Setztartsсhe и, оставаясь в общем своем очертании всегда одинаковой, только незначительными придатками и украшениями приспособлялась ко вкусу той или другой эпохи. Форма этого щита такова высокий, в верхней своей половине расширяющийся, внизу же суживающийся. Вершина и подошва его обыкновенно с украшениями. Хотя в Италии встречаются и другие фОрмы щитов, как, например, в эпоху Возрождения овальная, обрамленная, наподобие архитектурного картуша форма эта особенно употребительна для духовных лиц но, тем не менее, вышеописанная форма представляет для Италии характеристичную геральдическую ее особенность. Самыми удобными и целесообразными формами для помещения гербов следует признать для составных, с несколькими гербовыми полями 1прямой щит, закругленный снизу так называемый испанский 2 прямой с небольшим заострением внизу, а иногда и с закругленными нижними углами так на зываемый французский Первый весьма употребителен в испанских гербах, один из лучши.х испанских rеральдистов, Авилец, поясняет, что форма эта была принята как наименее 146 поддающаяся вольностям, которые позволяют себе г раверы и художники, прибавляя к гербам различные произвольные украшения. Второй, так называемый французский, в настоящее время самый употребительныи, между прочим, и в наших русских гербах. Он появился в геральдике лишь с XVI века и не может быть признан ни изящным, ни правдивым, так как щиты такой формы в действительности никогда не употреблялись в военном деле. Для гербов, заключающих простые, и в особенности суживающиеся книзу, фигуры, удобными формами щита признаются так u u же треуrольныи щит и так называемыи не мецкий тарч. Круглые щиты, а также с различными украшениями в виде завитков вообще неудобны для помещения герба и не всегда могут быть применяемы, хотя имеются примеры и таких, которые могут служить образцами. Для гербов лиц женского пола применялись с давнего времени и встречаются весьма часто на Западе щиты в форме ромба rautenftrmiges Sсhild хотя они представляют большие неудобства для помещения в них гербовых фигур. Общим правилом при выборе той или другой формы щита может быть признано соответствие такового со стилем, в котором герб должен быть изображен, применяясь к мес,у, где его хотят поместить. Так, например, на 7 Главнейшие формы щитов, употреблявшихся в геральдике, показаны на рис. 3 8 Прш,t. 10. В. Арсеньева 147 Рис. З Рис. 4 Рис. 5 Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10 здании, сооружаемом в стиле позднего Ренессанса так называемом стиле барокко не следует помещать треугольного щита, соответствующего готическому стилю, на здании же в раннеготическом стиле неуместен щит в виде картуша, богато украшенного завитками, в стиле рококо. В эпоху так называемой живой геральдики действительно употреблявшиеся тогда щиты изготовлялись по большей части из дерева, обтянутого кожей или пергаменом, и расписывались красками. Гербовые фигуры часто при этом делались из выпуклой тисненой кожи так называемой кожаной пластикой или из холста, напитанного составом из мела и клея так называемая хо вая пластика или, наконец, фигуры на щите делались из составных кусков различных материй и мехов Stuсkung I иты в старину часто бывали обиты металлическими скобами Spangen и, как мы видели, украшались даже драгоценными камнями, отсюда произошли в гербах некоторые особые геральдические фигуры, а также разноцветные, состоящие из кусков, окаймления щитов. Несколько подлинных средневековых щитов, по счастливой случайности, сохранились до нашего времени, что позволяет нам ближе ознакомиться с техникой их изготовления. Самым древним из таковых является щит, найденный в погребальном склепе Зеедорфского монастыря в кантоне Урн в UJвейцарии. Он представляет переходную форму от норманнского щита к треугольному и должен быть отнесен 148 ко второй половине XII века. 1Uит этот сделан из елового дерева и покрыт с наружной стороны пергаменом, а с внутренней кожей. Мы видим на нем изображение серебряного льва, несколько выпуклое, в поле, выкрашенном голубой меловой краской, Весьма замечательны также оригиналы треугольных щитов XIII века, сохраняющиеся в древней церкви Св. Елизаветы в Марбурге. Один из них принадлежал ландграфу Конраду Тюрингснскому. Он сделан из липового дерева и обтянут с обеих сторон пергаменной кожей, которая окрыта голубой меловой краской. На этом фоне укреплена на гвоздях вырезанная из двойной толстой кожи фигура льва, который был раскрашен полосами красного и белого цвета. Глаз его был сделан из драгоценного камня, вставленного в щит, а зубы также представлены были пластически из кусочков дерева. Корона, по всему вероятию, была из золоченой жести. Между задними лапами льва мы видим герб небольшого размера, очевидн о позднейшего происхождения, на котором изображен черный крест тевтонского ордена в белом поле8 Другой щит, аходящийся также в Марбурге и принадлежавший ландграфу Генриху Гессенскому, несколько меньшего размера 78 см вышины и 60 см ширины Он также обтянут пергаменом, которыи сохраняет следы тщательной позолоты. Фигуры льна, окружающие Раз 1ер этого щита 90 0 1вышины, 74 см uн 1 ринh 1и 10 12 0 1толщины При, 0. В. Арсеньева 149 Рис. Рис. 12 Рис. 13 Рис. 14 Рис. 15 его мелкие изображения баснословных живаrных и другие украшения этого щита nредставляют интересный образец так называемой хо вой nластики, которая доnолнялась яркой окраской фигур в различные цвета и вставленными в корону льва, из кожи, цветными камнями. Третий марбурrский щит, которыи мы вослроизводим, относится к nоловине XV века и nредставляет образец боевого тарча этой эnохи, техника его изготовления сходствует с nредыдущими9 I иты в марбурrской церкви nредставляют целый ряд замечательнейших геральдических образцов XIII, XIV и XV столетий и сохранились так хорошо благодаря обычаю, о котором мы уже уnомина.ли, вешать таковые внутри церквей д.ля увековечения nамяти их владельцев. 9 Изображе ия этих t Jитов мы даб 1на рис. 12 15 Прим. О. В. Лрссньсва
| ||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |