| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция VII. Эпоха расцвета рыцарской геральдики в Западной Европе и распространение геральдического вкуса в искусстве и быте. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция VII. Эпоха расцвета рыцарской геральдики в Западной Европе и распространение геральдического вкуса в искусстве и быте.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 85-100 Аннотация: Лекция VII. Эпоха расцвета рыцарской геральдики в Западной Европе и распространение геральдического вкуса в искусстве и быте. Влияние геральдики на костюм. Геральдические эмблемы корпораций, цехов и пр. Распространение гербовых печатей и окончательно выработавшийся тип наследственного герба. Домовые знаки (Hausemarken). Гербы на монетах и жетонах. Усиленное распространение гербов во Франции в XVII веке. Применение геральдики в зодчестве и других прикладных искусствах. Геральдические украшения надгробных памятников. Обычаи «погребения герба» на Западе. Значение геральдики при изучении истории и других се вспомогательных дисциплин. Важность знания геральдики для прикладного искусства. Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 57476 знаков (с пробелами)
Лекция VII Эno.l a расцвета рыцарской 1срал 1к в Заmцно Европе распростра снис 1срал 1д ескою вкуса в скусствс u бu 1тс. В. ян с 1сральд кu па костю. Гсральд сскис э. блс. ы корпорацuй. исхов u пр. Распространение 1србовы., пс 1атс u окон 1атс., 1ьно выработавш 1ся m m наслсдствснноzо zсрба. До, овыс знакu Hrmsmmrken србы на 1юнстах u жетонах. Ушлсннос распространснис zербов во Фp 1Нll. ttu в XVII веке. Гlр 1снеN с 1сра. н 1кu в зод 1сстве II дру х пр к. 1а, ых скусствах. Геральди сскuс украшснuя на, робт, 1х па. ятт 1h ов. Об а по 1рсбсщ 1Я 1срба, на Западе. Зна 1сш 1с 1сральд к при зу 1снu 1стор друтх се вспо. 1ю 1аmс. 1ы 1ых дисц 1т. 11 ВажNость 1нания 1сра.н кu ря при к. 1адно 10 искусстаа. С половины XIII столетия влияние турниров на распространение рыцарских гербов становится особенно заметным. Как мы сказали раньше, через турниры вошел в употребление новый тип рыцарского шлема, так называемый турнирный или решетчатый шлем Turnier oder Spangenhelm который украшался гербовыми эмблемами и вместе с гербовым щитом служил признаком турн.ироспособн.ости Turnierflihigkeit т. е. рыцарского происхождения носившего их. Можно сказать, что в те времена рыцарь и его герб, турнироспособность и дворянство являлись почти однозначащими понятиями, особенно если вспомним, что гербовые щиты и шлемы были тогда тем действительным оружием, которое носилось их владельцами в бою и на турнире, а не только лишь символическим, как это было впоследствии. Конец XIII и весь XIV век представляют самую интересную и блестящую эпоху развития рыцарской геральдики. Книжная образованность была в то время еще мало распространена, и поэтому общепонятный язык памятников искусства имел особое значение, а здесь мы встречаем на каждом шагу геральдические эмблемы и украшения, которые вполне соответствовали вкусу и потребностям той эпохи. Этот же геральдический вкус отразился и в письменности. Французский король Иоанн Храбрый 1350 1364 много содействовал его Иоанн 3 19 1364 король с 1350 г., и. 1е. 1прозви 1це не Хrабрый, а Добрый. 102 раснространению через турниры и другие рыцарские обычаи, которые сам весьма любил. При вступлении на престол 0 учредил первый во Франции рыцарский орден Звезды. Современные хроники Фруассара, Монстрелэ и Оливье де ла Марш изобилуют в своих описаниях событий геральдическими 0 дрqqностями. Геральдика постепенно становится образным языком той эпохи, на котором все умеют говорить, понимая значени е ее знаков. Поэтому неудивительно. что она наложила свой отпечаток на весь быт Средних веков, во всех его своеобразных проявлениях. Во первых, геральдика отразилась на костюме того времени. В эпоху крестовых походов рыцарство Западной Европы, подражая роскошным восточным одеждам, стало тоже носить, как в военное, так и в мирное время, при всевозможных церемониях и торжественных случаях длинные туники с узкими рукавами сotte сверх которых надевался так называемый surсot или сotte hardie нечто вроде супервсста 2. Знатные лица носили таковые тех цветов, которые соответствовали их гербу, украшая их вышитыми 1ербовыми фигурами и девизами. Обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды livrees от королей или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. Жуенвиль в жизнеописании Людовика IX Святого рассказывает, что на одном празднестве, данном в честь короля, множество оруженосцев и начетной стражи имело одежды с гербом хозяина праздника герцога Пуатье. В описании другого празднества, устроенного графом де Намюр в 87 году, упоминается, что представители Фландрии и Брабанта были в красных одеждах, усеянных золотыми леопардами, а рибывшие из Вермандуа в зеленых, с золотыми орлами. С конца царствования Людовика IX женщины благородного происхождения во Франции начали НОСИТh платья с изображением 2 Супероест кафтан без rукаооо. 1J юдоонк IX Святой 12 14 1270 фра uузскнй коrоль с 1226 1 возглаонл седыюй 1248 н оосыюй 1270 крестовые походь 03 гербов справа герба мужа, а слева своеtо. Обычай этот распространился и на другие страны. При этом гербы или отдельные гербовые фигуры вышивались ими на удлинен ом су первесте или на самом платье. Так например, на одном старинном изображении XIV века мы видим даму в таком супервесте, состоящем из двух частей верхняя из горностая, с пересекающим ее золотым геральдическим поясом, а нижняя из серебряной парчи с вышитыми на ней изображениями льва и трех звезд красного цвета. При Карле V4 во Франции вошли в моду костюмы наполовину одного, наполовину другого цвета mi parti которые сначала носились дворянством и его оруженосцами, но вскоре распространились и на лиц городских сословий. При торжественном въезде в Париж Карла VI в 1377 году 500 горожан встречали короля в i раздничных одеждах пополам белого и лилового цвета. Сам король облечен был в тунику красного цвета, а поверх ее в синюю 1юролевскую мантию, усеянную золотыми лилиями Франции. Впоследствии двухцветные одежды были заменены гербовыми habits armories 1юторые носились во Франции до времен Людовика XIII. Позднее у дворянства вошло в обычай одевать своих слуг в гербовые ливреи и помещать гербы на экипажах, а именно на дверцах карет. Конские уборы, ошейники собак и шапочки охотничьих соколов издавна украшались также гербами. Наконец, дворянства различных провинций Франции носили при т оржественных случаях шарфы присвоенных им цветов. Но не только лица благородrюrо происхождения, 0 также и различные общины, аббатства, городские гильдии и ремесленные цехи с течением времени пожелали иметь свои отличительные эмблемы, которым и придавали, следуя общей моде, форму гербов. Ремесленные цехи во Франции сommunautes de metiers еще в XIV столетии получили правильную организацию и Карл V Му рый 1338 1380 фра, Узскнй король с 1364 г. 104 различные привилегии от королей, в том числе им дано было право на особые костюмы или ливреи, и на гербы, которые при торжественных случаях носились ими на цеховых значках, или банниерах. Так, например, цех золотых дел мастеров г. Парижа получил от короля Филиппа Валуа герб, заключавший в себе королевские лилии в соединении с золотым крестом и эмблемами их ремесла золотыми священными сосудами и коронами, с девизом п saсra inque сoronas т, е. священные сосуды и короны наше изделие Подобные же гербы, так называемые armes parlantes6, переводящие на геральдический язык название ремесла или занятия, имели и другие цехи, например, аптекари весы и ланцет, гвоздари молоток и гвозди, колесники колеса, фабриканты игральных карт фигуры четырех мастей и т. п. Нередко в гербах ремесленных цехов изображались также святые, почитавшиеся покровителями известного ремесла. Иногда несколько цехов одного города, при их немногочисленности, соединялись вместе и имели тогда один общий герб и значок, заключавшие их отдельные эмблемы. Купеческое сословие во Франции также впоследствии получило гербы. Людовик XIII, желая поднять значение купечества, в 1629 году пожаловал шести купеческим гильдиям г. Парижа гербы, в которых преобладающей эмблемой был корабль парижского городского герба в соединении с знаками ремесел и с соответствующими девизами. Между богатыми горожанами, в подражание дворянству, давно уже распространился тогда обычай употреблять фамильные знаки наподобие гербов, хотя они и не были узаконены до времен Людовика XIV. В это время французское правительство, сильно нуждавшееся в деньгах, воспользовалось общим пристрастием к гербам и за право иметь таковой стало взимать налог, который введен был в 1696 году и дал тогда правительству громадный доход. Но это значительно уронило во Франции значение гербов и составля.вшийся в то время гербовым судьею d Hozier официальный гербовник Armorial de Филипп VI 1293 1350 французский король с 1328 г. 1f асные гербы франн 105 Franсe переполнился гербами самого сомнительного роисхождения, число которых достигло тогда неимоверной цифры. Такое всеобщее стремление употреблять гербы помимо их первоначалыюго, чисто военного значения, начавшееся в Западной Европе с весьма давних пор, имело основанием практические потребносrn мирного времени. Во первых, гербы служили украшением, которое вполне соответствовало вкусу той эпохи, а во вторых, являлись общепонятным признаком владения, принадлежности известному лицу, сообществу или учреждению. Отсюда и произошло то характерное явление, которое один немецкий писатель весьма остроумно назвал вездесущием zерба В этой мирной области самым распространенным и важным применением гербов было сфраzистuч.еское, т. е. на печатях. Мы уже упоминали раньше, что первые печати геральдического характера появляются в Западной Европе начиная с XI века. Заслуживает внимания, что на этих ранних печатях мы уже встречаем изображения гербового щита, иногда в руках какойлибо рыцарской фиrуры, а иногда и в отдельности. При этом самая форма печати, начиная с XII века, нередко принимает очертание современного ей боевого щита. Так, древнейшие печати такого рода т. е. щитовидные имеют форму норманнского щита. Когда же в начале XIII века вошли в моду треугольные щиты, то и печати приняли эту форму. Впоследствии последние снова возвращаются к круглой форме, но с изображением на них того же гербового щита. Из сказанного явствует, что в Западной Европе первоначальным носителем герба был рыцарский щит, а уже впоследствии гербы переходят и на печати, тогда как у нас, в России, наблюдается обратное явление. Многие эмблемы наших древнейших княжеских и городских печатей впоследствии перешли в гербы княжеских и дворянских фамилий, а также и городов. На Западе гербовые печати сначала употреблялись лишь в.ладетельными особами и представителями знатнейших фамилий, во всеобщее же употребление они вошли лишь со времени введения наследственности гербов, и это имело большое влияние на 106 развитие гербового дела вообще. Употребление гербовых печатей положило прочное основание выработавшемуся тогда, в особенности в Германии, понятию о значении наследственного родового герба, а также установило zеральдическую связь щита и шлема в zербе и орнаментальное развитие шлемноrо намёта. Другим применением гербов в той же мирной области было нумизматическое, т. е. на монетах. Первые французские монеты с изображением на них.королевского герба, геральдических лилий, восходят к XII веку. Некоторые авторы предполагали, что король Людовик VII избрал эту гербовую эмблему как armes parlantes по созвучию названия лилии lis со своим именем Louis Но как бы то ни было, все преемники этого короля стали омещать лилии на своих монетах, иногда в виде отдельной фигуры или украшений, а иногда на гербовом щите, причем различие замечается лишь в количестве лилий. Так, на золотом флорине Людовика IX Святого их шесть, на так называемом t сu Фили па VI Валуа все поле щита усеяно лилиями, и, наконец, с Карла V число их окончательно устанавливается на трех. Феодальная эпоха в Западной Европе вообще изобилует монетами с изображением г ербов. Как известно, многие феодальные владетели получали от императоров и королеи право чеканить свою монету, на которой и помещали свои гербы, которые нередко вместе с тем становились и гербами владеемых ими провинций, городов и других населенных мест. Отсюда понятно, какое значение приобретают гербы при изучении истории различных го сударств Западной Европы, территориальный состав которых часто изменялся. Упомянем здесь также о многочисленных жетонах ремесленных цехов и различных корпораций, раздававшихся их членам, а также в награду за известные заслуги mt reaux которые поя вляются во Франции со времен Филиппа Валуа, они также украшались изображениями гербов. Перейдем теперь к применениям геральдических украшений в более обширной области архитектурных памятников и различных предметов домашнего быта. Изображения гербов стали 107 весьма обычными в средневековом зодчестве, появляясь в виде скульптурных или живописных украшений на зданиях, как в замках богатых и знатных лиц, так и в более скромных жилищах низшего дворянства и горожан. Мы уже упоминали о том, что города имели свои гербы, которыми они пользовались на своих печатях и знаменах, а также помещали таковые на общественнцrх зданиях и городских воротах. Но помимо этого, и дома частных лиц в городах нередко украшались гербами их в.ладельцев, и притом не только дома именитых горожан или патрициев, 0 и Iростых купцов и ремесленников. Этот обычай особенно распространен был в Германии. Такие изображения гербов на щитах, помещавшиеся обыкновенно над входами домов, служили последним отличительными признаками и назывались домовыми щитами Haussсhilde от них часто получала свое название и улица старинного немецкого города. Этот обычай различать дома по гербам весьма долго удерживался в некоторых древних городах и имеет близкое отношение к весьма распространенным в средневековой Германии и некоторых соседних странах так называемым домовым знакам, или маркам Hausmarken Эти домовые марки, заключавшиеся обыкновенно в каком нибудь незамысловатом знаке нечто вроде тамги или буквы реже в изображении предмета из домашнего обихода или ремесла, в древнейшие времена были во всеобщем употреблении и всегда были связаны с каким нибудь владением, имея преимущественно личный характер. Такие марки имели и многие рыцарские фамилии Германии, которые сохранили их и в позднейшее время в своих наследственных гербах здесь эти знаки, смысл которых часто оставался загадочным, получили значение геральдических фигур. Но у высшего сословия эти домовые марки совершенно вытеснены были наследственными гербами, и они удержались в своем прежнем значении только у городских сословий и у поселян, владевших недвижимой собственностью. У горожан эти знаки нередко геральдизировались и помещались ими на домовых щитах. Отсюда произошли в большинстве случаев в городах Германии гербы бюргеров bйrgerliсhe Wарреп которые впоследствии 108 санкционировались высшей властью особыми грамотами, подобно дворянским с XVI века В Средние века потребность в гербах для городов вызывалась их торговыми сношениями и войнами, в которые они нередко вовлекались. Кроме упомянутых домовых марок, мы встречаем в Германии еще особые знаки отличия, которые давались в виде награды горнозаводским цехам Steinmetzzeiсhen также имевшие характер гербов. Как те, так и другие появляются на печатях начиная с XIV столетия. Но возвратимся к применению гербов в древнем зодчестве. Общественные здания, церкви, замки и дома владетельных и знатных лиц в Средние века вообще изобиловали геральдическими украшениями. В то время существовал обычай помещать таковые на расписных стеклах окон, ставнях, дверях, карнизах и других архитектурных украшениях. Немало подобных памятников средневековой геральдики сохранилось до нашего времени. Так. например, в замке Амбрас, наследственном владении австрийского царствующего дома, мы видим доныне яркокрасный щит с белым поясом габсбургскоrо фамильного герба на древнем здании рыцарского капитула немецкого ордена близ Ботцена в Тироле черный крест тевтонцев в белом поле на 06 1цественном здании в Альтдорфе, в кантоне Ури в Швейцарии виднеются на далекое расстояние ворота желтого цвета, на которых изображен герб кантона громадная бычья голова. В Богемии, в древнем аамке Карлштейн, сохранилась старинная входная дверь, которая прибитыми к ней железными полосами разделяется на ромбы, в каждом из них, попеременно на золотом и красном поле, изображены черные орлы и белые львы гербов Германской империи и Богемского королевства. Нередко в замках владетельных лиц на стенах главного зала изображались гербы родственных им фамилий, а также вассалов и союзников. Обычай этот в Германии восходит к XIII веку. Так, например, ландграф Вильгельм Гессенский украсил зал своего Ротенбурrского замка гербами вассалов и подвластных ему городов. В городской ратуше г. Вимпфена в XVI веке 109 написаны были стенной живописью гербы городских судей и именитых граждан. В конце XVI столетия построен был в Тироле кардиналомепископом Триентским роскошный замок Вельтурн, в отделке которого приняли участие все известные в то время мастера Гер мании. Герб строителя, епископа, виднеется здесь всюду на воротах, дверях, окнах, печах, потолках, мебели и даже на флюгерах башен и дымовых труб. Особенно замечательна своими изящными геральдическими украшениями маиоликовая печь работы Пичдорфера в приемном зале епископа. Но подобных примеров применения геральдики в архитектуре можно было бы привести еще множество, вся Западная Европа изобилует ими. Гербами украшались также дверные ручки и затворы. Еще многочисленнее, конечно, геральдические украшения на предметах домашнего обихода на мебели, коврах, ларцах, кубках, ценной посуде и переплетах книг. Нельзя также не упомянуть здесь об одном специальном применении гербов, на так называемых библиотечных знаках или ex libris, которые вклеивались в книги как знак принадлежности известному лицу или учреждению. Древнейшие из таких ex libris в Германии относятся к XV веку и заключают в себя изображения гербов, воспроизведенных гравюрой на дереве. Так, например, библиотечный знак картезианского монаха Бранденбурга из Вюртемберга 1470 изображает ангела, держащего гербовый щит, на котором серебряный бык в голубом поле часто также встречаются говорящие эмблемы armes parlantes и отдельные геральдические фигуры и девизы. Вообще гербы на библиотечных знаках встречаются чаще всего. Говоря о книгах, будет кстати упомянуть также о водяных знаках на старинной бумаге, которые часто изображали геральдические эмблемы короны, кресты, звезды, змеи, львы, голова быка и т. п. Они встречаются на бумаге с конца XIV века и служили для различения ее сортов и назначения. В рукописных памятниках хрониках, духовных завещаниях, дипломах на дворянство и других актах государственного и частного быта гербы встречаются во множестве, иногда в 0 изящной миниатюре, а иногда в художественном соединении с заглавными буквами рукописи. Любопытное применение художественной геральдики в сpek ние века и последующее время представляют игральные карты. Они проникли, как известно, в Европу с Востока в эпоху крестовых походов под названием naibi и первое время, до XV века, еще сохраняли свой восточный отпечаток, так, например полумеа сяц заменял на них бубен, а треф имел арабскую четырехконеч, ную форму. С XV века карты, первоначально называвшиеся Jarots, получили всеобщее распространение в Западной Европе, особенно после того, как они вошли в моду при дворе французского короля Карла VI, впавшего в слабоумие. В эту эпоху на игральных картах появляются художественные изображения фигур игры в виде исторических личностей с их действительными или фантастическими гербами, каковы Готфрид Бульонский, рыцарь Дюнуа, король Альфред, Карл Великий, Александр Македонский, Юлий Jезарь и т. п. Сами знаки мастей превращались иногда в геральдические фигуры так, например, трефы изображали листья на геральдическом дереве герба известной Агнессы Сорель, представлявшейся в виде трефовой дамы на картах времени Карла VII7 На картах изображались также отдельно гербы изобретателей той или другой игры, и чаще всего с гербовыми щитами в руках изображались валеты. Вообще карты разных эпох и стран везде воспроизводят характер костюмов и стиля соответствующего времени. Так, например, в Германии на картах XVI века мы видим ландскнехтов в их характерном костюме, а во Франции XVII века косттомы эпохи Людовика XIV. Нам остается упомянуть о применениях гербов в церквях и на надгробных памятниках. На Западе иногда гербы умерших вешались в церквях с обозначением дат смерти и титулов их владельцев, что служило для генеалогических целей, сохраняя сведения о роде. Гербы помещались также на различных 7 Карл VII 1403 146 1французский король с 1422r. предметах церковной утвари для увековечения амяти церковных строителей и жертвователей. С XV века гербы начинают встречаться и на церковных колоколах. Но особенно большое применение гербы имели на надгробных памятниках. В Средние века гробницы очень часто украшались скульптурными изображениями умерших. Такие памятники встречаются с XIV столетия и весьма многочисленны во Франции, Германии, Италии и в особенности в Англии, где мы встречаем их даже в простых сельских церквях. Они воздвигались не только лицам рыцарского сословия, но также и духовного, богатым горожанам и купцам. Иногда они имели форму надгробных плит, украшавшихся скульптурными изображениями фигур и гербов, которые расписывались красками, но для лиц более знатных из духовенства и высшего дворянства сооружались обыкновенно в церквях более пышные памятники, наподобие саркофага, над которым возвышался балдахин. На подобных памятниках мы видим высеченные из камня рыцарские фигуры в вооружении и в различных положениях, то лежащими, то коленопреклоненными иногда по две фигуры вместе, отца с сыном, мужа с женой. Памятники эти представляют особенный интерес для изучения костюма и вооружения тех времен, а с нашей точки зрения заслуживают внимания украшающие их гербы и геральдические эмблемы. Один из замечательнейших образцов таких памятников в Англии представляет гробница знаменитого Черного Принца, сына короля Эдуарда III, находящаяся в Кентерберийском соборе. На саркофаге, украшенном по бокам исключительно гербовыми щитами, покоится воинственная фигура этого героя рыцарских времен в полном позолоченном вооружении, строгое лицо его тесно обрамлено кольчужной бармицей 8, а голова, с надетым боевым шлемом с небольшой короной, покоится на турнирном шлеме, который служит ей как бы изголовьем. Шлемное украшение последнего составляет фигура коронованного леопарда, стоящего на четырех лапах, с 6 Бармица в доспехе, 1еталлическое оплечье, к 1оторому крепи.,ись шлем и латы. 2 открытым зевом. Наконец, гербовая туника, покрывающая широкую грудь и спускающаяся до бедер, показывает гербы А глии и Франции леопардов в красном поле и лилии в голубом, расположенные накрест. Только эти гербы и драгоценные камни на короне были раскрашены, все же остальное вызолочено. Памятник этот замечателен по своей художественности и тщательности отделки во всех его подробностях. Два древних rеральдиста Favyn в сочинении Theatre d honneur и La сolombiere, своей 1Sсienсe heroique дают любопытное толкование тех различных типов, которые представляют рыцарские изображения на таких гробницах. По их объяснению, различные положения фигур и подробности вооружения на надгробиях соответствовали роду смерти изображенного на них лица. Так, если рыцарь умирал в бою, то изображался в полном вооружении, со шлемом на голове и коленопреклоненным, умерший во время войны от раны или болезни изображался лежащим в боевом вооружении, но только без шлема и боевых рукавиц, которые помещались возле него. Наконец, умиравший мирной смертью в своем замке изображался лежащим в своей гербовой тунике и парадном доспехе, имея шлем и шпоры в ногах и опираясь последними на изображения домовых собак. Иногда под ногами рыцарских фигур помещались символические животные львы, собаки, драконы, грифы и т. п., означавшие его победу над врагами или олицетворявшие его качества. Эти символические живошые встречаются на гробницах начиная с XIII века и назывались во Франции сagnets. Гербы помещались обыкновенно на особых щитках над головой рыцаря, покоившейся на турнирном шлеме, по бокам этого последнеrоQ Прибавим, что средневековые гробницы не всегда следуют этим обычным типам, представляя немало вариантов. Памятники зодчества и скульптуры В а 1але средневековой эпохи на гробницах помещался обыкновенно на плите только один герб, впоследствии стали по.чещаться также ti теринский и, наконец. вош, 10 в обы 1ай по ещать по четыре и более 1ербов предков умершего, которые располагались в известном порядке Прш 1Ю.В. Арсеньев 3. надгробий достигают апогея своего совершенства в XV веке, к этому времени относятся великолепные гробницы герцогов Бур, rундских и Беррийских в г. 6урже во Франции. В Средние века мы встречаем замечательный обычай, который показывает, насколько герб тесно связан был с живой личs ностью. Когда какой либо рыцарский род угасал в лице последнего своего представителя, то, при погребении, гербовый щит и шлем его сокрушаАи и вместе с телом умершего опускаАи в могилу. Обычай этот весьма напоминает подобный же, существовавший у римлян и от них перешедший к франкам поrре. бать вместе с умершим его печать и перстень. В некоторых местностях Германии обычай погребения герба угасшего рода удержаАся еще до наших днеи. В прежнее время rераАьдике отводилось почетное место среди наук, преподававшихся дворянству Западной Европы. Но в то время также и лица других сословии, как мы видели, встречали в ней надобность. В эпоху процветания геральдики гербы изображались везде и на всем, отсюда ясно, что дЛЯ художников, граверов, ваятелей, зодчих, ткачей и других многочисленных представителей прикладных искусств знакомство с главнейшими геральдическими правилами являлось совершенно необходимым. В 1789 году французская революция, казалось, навсегда упразднила геральдику в этой стране, но уже очень скоро затем она снова возродилась во Франции, хотя и на несколько иных начаАах, созданных Наполеоном 1 После всего сказанного уже не будет затруднительным определить то место, которое принадлежит zеральдике в об 1цей системе наук и искусств. Мы уже говорили в начаАе наших чтений о значении ее в области культурной истории, и все сказанное нами после того служит подтверждением этого взгляда. Являясь затем вспомогательной дисциплиной дЛЯ генеалогии, геральдика приобретает значение таковой и дЛЯ истории вообще. 4 Гербы, как мы видели, встречаются на печатях, монетах, гробницах и множестве других памятников истории и искусства, без знания геральдики таковые остаются малопонятными, а иногда и совершенно необ liяснимыми. Отсюда очевидно, как важна геральдика при изучении сфрагистики, нумизматики и археологии. Дипломатика и палеографияю также пе мо уг быть с успехом изучаемы без геральдики гербы беспрестанно встре аются на актах, как государственных, так и частных. Но геральдика является не только научной дисциплиной, но также и искусством, ибо имеет, кроме того, предметом своим действительное изображение герба на основании известных правил. Всякое изображение стремится достигнуть известной красоты, красивым же признается то, что удовлетворяет чувству изящности и вместе с тем является целесообразным. Соответственно с этими требованиями и в геральдике были издавна установлены определенные правила. Поэтому в геральдике красивым признается то, что zеральдuч.ескu правuльн.о, а некрасивым что zеральдuч.ескu н.еправuльн.о. Что геральдика есть действительно искусство, видно уже из того, что для воспроизведения гербов ей необходимо прибегать к посредству одного из прикладных искусств живописи, ваяния или зодчества. Первоклассные художники прежних времен, каковы Альберт Дюрер, Ганс Баль дунг, оба Фишеры и другие не пренебрегали в своем искусстве геральдикой, о чем свидетельствуют изящные изображения гербов, которые мы видим на их рисунках и гравюрах. В новейшее же время незнакомство художников с геральдикой приводило их нередко к прискорбным промахам, чему можно было бы привести немало примеров. Так, на одной исторической скульптуре новейшего времени, изображающей эпизод из эпохи Реформации, известный Тетцель, продававший папские индульгенции в Германии, представлен с церковным знаменем, на котором, вместо герба 0 Палеография вспомо, ательная истори 1еская дисциплина, зу 1а 10 щая историю письменных памятников. 5 папы Льва Х из фамилии Медичи, художник поместил герб папы Пия IX На исторической картине фон Вернера Лютер на сейме в Вормсе сень над троном императора Карла У украшена нынешним гербом Австрийской империи, Что же касается до подобных анахронизмов при театральной постановке исторических пьес, то их и не перечтешь. Извест fыЙ геральдист XVII века Menestrier, которого мы уже не раз упоминали, в своем сочинении L art du blason старается определить ту обширную область разнообразных знаний, которую, по его мнению, геральдика должна включать в себе. Геральдика, по его словам, есть нечто сходное с энциклопедией. Она имеет свою особую теологию, объясняющую ее таинственные символы свою философию, рассматривающую свойства ее фигур свою юриспруденцию, определяющую права на пользование гербом, особыми отличительными знаками и титулами. Ее геометрия рассматривает геральдические фигуры и их расположение на гербовом щите ее арифметика их число история их происхождение и причины география те страны и местности, откуда известные фамилии ведут свое начало, где живут и куда распространились отдельные их отрасли. Наконец, ее грамматика дает объяснение всех принятых в ней специальных терминов и раскрывает их начала. Конечно, с того времени, когда писал Menestrier, взгляд на геральдику и научная ее постановка несколько изменились. Сделавшее в наше время значительные успехи научное изучение исторических актов, печатей, монет, родословий и археологических памятников требует от геральдики более строгого и критического отношения к ее материалу. Вся совокупность геральдических познаний, собиравшаяся герольдами, говорит Bernd, оставалась почти до нашего времени сухим перечнем одних только внешних особенностей гербов, имевшим целью Эта скульптура, работы сa andrelli украшает фасад здания ратуши в Берлине Прим. О. В. Арсеньева Лев Х 1475 152 1римский папа с 15 13 г. Пий IX 1792 1878 римский папа с 1846 г. 6 служить лишь прикладному искусству. Хотя при этом в старинных геральдиках и шла речь о толкованиях гербов, основанных на их символизме и часто совершенно произвольных, а равно излагались и правила, принятые в гербовом деле, однако все эти сведения приводились безо всякой внутренней связи и без указаний на важнейшее и наиболее существенное. В них недоставало также исторической обоснованности и цельности, которые придавали бы этому знанию строго научный характер Только в последнее время специальные труды по геральдике Бернда, Гефнера, Зейлера, Сакена и других поставили ее на правильный путь и подняли на должную научную высоту. В некоторых странах, как, например, во Франции, геральдика пережила дворянство, которое ее создало и вызывало ее необходимость. Тем не менее она продолжает существовать и здесь, утратив свое прежнее значение, но представляя художественный и изящный памятник прошлого и интересный пережиток Средних веков. Геральдика, по выражению одного современного французского писателя Glrard de Nerval представляет ключ к истории Франции, и это весьма верное замечание может быть приложе ю в большей или меньшей мере и к другим европейским странам, в которых она получила историческое развитие. Геральдика есть также своего рода символический международныи язык, так как во всех странах, где она существует, мы встречаем в ней одни и те же фигуры и эмблемы, передающие из рода в род высокие понятия религии, рыцарской чести и любви к родине.
| ||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |