| |||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | |||
![]() | |||
» Библиотека › Русская геральдика (1855) / Лакиер А.Б. › [§ 27] Внешние украшения щита: короны и шапки; шлемы; бурелет; намет на шлеме; нашлемник; щитодержатели; мантии; шнуры; девиз. | |||
[§ 27] Внешние украшения щита: короны и шапки; шлемы; бурелет; намет на шлеме; нашлемник; щитодержатели; мантии; шнуры; девиз.§ 27. Внешние украшения щита. Как для рыцаря было недостаточно одного щита, так и герб, верный сколок рыцарского вооружения, требует еще некоторых прибавлений и украшений. Всего их девять:
О каждой из этих принадлежностей герба, перешедших и в нашу геральдику, считаем себя обязанными сказать по нескольку слов. 1) Короны и шапки. Короны служат признаком власти и разнятся между собою сообразно степеням ее. Тиара, будучи двойною эмблемою власти Папы, духовной и светской, есть первая в ряду корон государей Западной Европы. Она состоит из трех корон простых, соединенных между собой округляющейся кверху линией, на которой в вершине укреплено яблоко с серебряным крестом. Сзади щита лежат крестообразно два ключа: один серебряный, другой золотой, связанные между собою голубою с крестами лентою (табл. X, рис. 7). На этом гербе нет мантии и подле него не видно щитодержателей, потому что это герб не рыцарский. Тройственность короны в тиаре папской объясняется тройственностью власти Папы над католической церковью, гонимою, борющейся и побеждающей; а ключи служат символом тех ключей, которые Спаситель обещал апостолу Петру. У императоров, королей, маркизов, графов и баронов были у каждого свои особенные короны, которые видом своим или приближались к действительно существовавшим, или же, раз приняв условную форму, не изменялись и отчасти перешли к нам. У духовных лиц западной церкви гербы украшались шапками, которые действительно носились лицами известного в католической иерархии сана. 2) Шлемы. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль (табл. I), но с XV в. их стали представлять впрям. Шлемы витязей различных разрядов носили следующие отличительные приметы:
3) Бурелет есть жгутик из ткани, набитый шерстью и полагаемый на шлем (рис. 10). Он был окрашиваем теми же красками, как и щит, и в гербах простых дворян назывался fresque, torque, tortil. 4) Намет на шлем. Во времена рыцарства шлем покрывался иногда особенною тканью или для того, чтобы предохранить его от влияния непогоды и сырого воздуха, или чтобы он не раскалялся слишком от палящих лучей солнца. В битвах и на турнирах покровы эти подвергались ударам и рассекались в лоскутки (lambeaux, отсюда lambrequins). Нередко также в знак победы шлемы обвивались древесными ветвями. Наконец, и избранная рыцарем дама не забывала украшать каску своего рыцаря любимым цветом и лентами. Сообразно происхождению и виду, который имеют в гербе эти лоскутки, изрезанные в листья, окрашенные в цвета щита и ниспадающие с обеих сторон его, украшения эти носят различные названия. Они именуются volets, если ткань изрезана и представляется летящею по ветру; capeline, когда они имеют вид капюшона; mantelet, когда близки к форме плаща, и hachemets в том случае, когда обрывки эти имеют вид лент, украшающих каску. 5) Нашлемник. Он составляет верхнюю часть шлема и от такого положения называется cimier (от cime, вершина). У древних народов, равно как и у рыцарей, на шлемах возвышались нередко разные фигуры - или для отличия, или для того, чтобы воину казаться выше. Для сего выбирались изображения животных, цветов, перьев и т.п.; нередко в гербах на шлемах повторяется часть фигур, в щите изображенных (табл. I). 6) Щитодержатели. Это фигуры людей, зверей или даже существ вымышленных, которые с одной, а чаще с двух сторон поддерживают щит. Хотя эта часть герба и не необходима, тем не менее, она встречается в большей части древних гербов, и происхождение ее объясняется тем, что во времена рыцарства все желавшие участвовать в турнире должны были вывешивать свои щиты напоказ для того, чтобы всякий, вступающий в состязание, знал, что он будет иметь дело с действительно благородным по происхождению человеком. Выставленные для этой-то цели щиты охранялись оруженосцами или людьми, переодетыми во львов, сирен, грифов, борзых собак или в существа фантастические. 7) Мантии составляли первоначально принадлежность гербов коронованных только глав, а позднее усвоены принцам, князьям и дюкам, которые помещают свои щиты под богато вышитым и украшенным бахромою павильоном. Обычай этот объясняется тем, что на турнирах рыцарь для того, чтобы удобнее было ждать очереди вступления в бой, воздвигал себе палатку, под которую и помещал свое оружие. Оттого мантия и изображается в виде палатки, из-под короны спускающейся. Вот образчик того, как в гербах совмещались подробности, даже случайности, рыцарского быта и жизни того времени. 8) Шнуры. Гирлянда из листьев или цветов, окружающая щит в женском гербе, долго была символом девичества или вдовства его владелицы. Но с XV в. украшение это заменено тканью из шнуров с узлами. Писатели самые опытные в геральдике не согласны между собой насчет происхождения этого украшения; и 9) Девиз. Он означается под щитом и служит или воспоминанием о славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключается плоть и дух или, вернее: идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический, и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинство заключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица, которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в Западной Европе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давала ему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобы разгадать какой-нибудь девиз, всегда краткий и выразительный. Только с XV столетия девиз стал фразою общепонятною, афоризмом в похвалу красоте и добродетели. Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роде, носили над гербом т.н. cri de guerre или cri d'aimes, т.е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других витязей. Понятно поэтому правило: le cri suit la banni`ere, т.е. военный сигнал там, где знамя. Оно было средоточием военной силы, центром, к которому стремились войска, знаком, за которым следили они сердцем и глазами. Этих военных cris бесчисленное множество, и начало их кроется в глубокой древности. Мы приведем более известные, ставшие историческими. Готфрид Бульонский шел в крестовые походы, говоря: Dieu le veut, и это убеждение руководило им и его войском. Короли французские, считавшие св. Дионисия своим патроном, идя на войну, повторяли: Montjoie et Saint Denis(18); у Монморанси: Dieu aide au premier Baron Chretien; у Бурбонов: Bourbon Notredame или Esperance; у королей английских: Saint George, позднее Dieu et mon droit.
Таким образом, мы показали, почему рыцарство имело такое сильное влияние на образование гербов и почему в них такие, а не другие, существенные части. Только вооружение рыцаря может разрешить этот в геральдике важный вопрос. Но для развития науки о гербах необходима была их критика, необходимо было применение к жизни правил, условленных бытом рыцаря, и лучшим для того поприщем были турниры.
| |||
![]() | |||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |