| |||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | |||
![]() | |||
» Библиотека › Русская геральдика (1855) / Лакиер А.Б. › [§ 90] 1). Гербы родов, выезжих из Польши и Литвы. Общие замечания о польских геральдических эмблемах или знаменах. Причины, по которым раньше других гербов приняты у нас польские. Перемены, каким подвергались в России польские знамена. | |||
[§ 90] 1). Гербы родов, выезжих из Польши и Литвы. Общие замечания о польских геральдических эмблемах или знаменах. Причины, по которым раньше других гербов приняты у нас польские. Перемены, каким подвергались в России польские знамена.§ 90. Гербы дворянских родов выезжих из Литвы и Польши. При присоединении какой-нибудь страны к Польше, польские геральдические эмблемы сообщались и жителям новой провинции, причем коренной польский род приобщал пришлый к своему гербу и приписывал его к своему знамени. Оттого к одной эмблеме бывает нередко причислено в Польше по нескольку сот фамилий, которые, прибавляя к своему прозванию наименование той фигуры, которая в их гербе, тем дают полное понятие о всем своем гербе, в сущности неизменном. Это не более как одна фигура, по очертанию обыкновенно простая, и, как скоро в ней допускается какое-нибудь отступление от раз принятой нормы, она получает другое название или образует новый (второй, третий) вид прежнего герба. Эти-то качества, т.е. неизменяемость геральдической фигуры и принадлежность ее многим родам, составляют коренное различие польских гербов от западноевропейских рыцарских, которые, как выражение доблестей, не могут быть совершенно одинаковыми у двух даже братьев, а непременно требуют каких-нибудь отметок, каких-нибудь brisures. Коренных польских знамен первоначально было немного, и история их происхождения так занимательна и необходима для объяснения быта древних обитателей Польши, что с XIV и XV вв. до настоящего времени изучение их и объяснение послужило материалом не для одного ученого сочинения[*]. Главная забота польских геральдиков состояла в том, чтобы объяснить, отчего каждой геральдической эмблеме придано такое именно, а не другое название, что мог иметь в виду тот, кто первый поместил ее на своем щите, и, сверх того, отыскать эпоху, с которой каждая эмблема вошла в употребление. Событиями польской истории старались объяснить вид и название эмблем: сходство имен некоторых витязей и достопамятных людей с названиями гербов подавало нередко повод к разным соображениям, и хотя мы не вправе отвергать таких объяснений, тем не менее, вместе с новейшими писателями о том же предмете, мы думаем, что напрасно искать разгадки этих эмблем в личных именах и отдельных событиях Польши. Многие из таких знамен древнее ее истории, и едва ли можно думать найти в одном народе объяснение того, что служит достоянием и других славянских племен. В дальнейшем изложении каждого герба в отдельности мы хотя и приводим, на основании польских сочинений, некоторые в каком бы то ни было отношении особенно замечательные объяснения, хотя вместе с другими геральдиками не чуждаемся и цифр для означения года, когда получил начало тот или другой герб, думаем, однако, что это не может еще почесться последним словом науки, а должно означать не более как время, от которого на известных нам печатях сохранилась та или другая эмблема.
Мы не думаем даже, чтобы эмблемам, которые теперь видим в гербах, могло быть придано первоначально такое название. Они далеко не соответствуют понятию, которое обыкновенно соединяется со словом герб. Самая простота, незамысловатость фигуры, ее неизменяемость по каким бы то ни было случайным обстоятельствам, существующая для некоторых из них до настоящего времени неопределенность цветов дают нам полное право повторить здесь то же, что мы сказали выше о русских гербах. Это не более как знамена, как знаки, употребляемые для отличия одного семейства и рода от других семейств иродов, и, если хорошо вглядеться в наши, польские и другие славянские эмблемы, в них отыскиваешь некоторые коренные фигуры, сочетанием которых в таком или ином порядке и образуется вся разница гербов. Крест, луна, звезды, меч, стрелы и подковы - вот основные для геральдических знамен фигуры, которые во множестве встречаются в наших, польских, иллирийских и богемских гербах. Значение их понятно: завоевание некоторых славянских племен чуждыми народами, свержение ими этого владычества, далее, переход из язычества в христианство и, наконец, вековая борьба их с татарами и другими врагами не могли не оставить следов в геральдике Польши и иных славянских земель. Благородный витязь, считавший для себя унизительным сражаться пешим и, следовательно, невообразимый без коня, или представлял себя верхом в бранных доспехах (как, напр., в Литовской погони), или вместо того помещал в своем гербе подкову, эмблему самую почетную и любимую славянином. Не одна тысяча семейств в разных славянских землях пользуется этим знаменем как представителем конного витязя(1). И в каких видах и сочетаниях не представляется подкова! Далее, победа креста над луною, т.е. язычеством, татарами, победа, одержанная мечом, и награда, которая ожидала в небесах всякого, кто исполнил на земле веления Бога (звезды), делают понятным смысл и значение вышеозначенных геральдических фигур. Этому же обстоятельству обязана большая часть польских гербов красным, кровью упитанным полем щита. Нам кажется, что встречающиеся на них фигуры в своих многообразных сочетаниях могут быть по всей справедливости названы иероглифами идей, верований и преданий разных славянских народов: это-то качество и составляет коренное, существенное отличие их от эмблем рыцарских Западной Европы, от эмблем личных, не народных.
После этого понятно, отчего во всех славянских землях знамена в гербах, различаясь в некоторых подробностях, в сущности одни и те же(2). Одинаковость, повторяем мы, убеждений должна была повлечь за собою и одинаковые эмблемы в гербах; и если они развились преимущественно в Польше и Литве, то это потому, что в Польшу выезжали дворяне Силезские, Богемские, Моравские, Иллирийские, Прусские и др. Они вносили свое знамя в общую, так сказать, сокровищницу, из которой потом раздавались гербы вновь прибывавшим без таких знамен.
Вот почему, называя такую геральдику польскою, мы уступаем только общепринятому обыкновению, усвоенному в науке термину. Строго же говоря, геральдическая школа с такими отличительными чертами свойственна и другим славянским землям. Вот почему далее ни из какого другого источника, кроме этого, Россия не могла заимствовать своих эмблем. Западная геральдика основана совсем на иных началах, что доказывает история нашего и рыцарского дворянства, а эмблемы Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. остались в гербах фамилий выезжих из этих стран. Кроме того, что долгое пребывание под владычеством Польши многих русских провинций, Литвы, Малороссии и Галицкой Руси должно было распространить между дворянами этих областей употребление знамен польской геральдики, кроме того, что гербы свои привозили к московскому двору польские и литовские роды, выезжавшие к нам во множестве, эти же эмблемы по случайному сходству прозваний с именами знамен, равно как по родовой связи и иногда по сходству фамилий с прозваниями тех лиц, которые их употребляли, были усваиваемы русскими вообще. Поэтому никак не должно думать, что к выезжим из Польши дворянам принадлежат все те дворянские роды, в гербах которых видим польские знамена. На эти геральдические отличия имели право все русские, а если мы, говоря о выезжих из Польши родах, будем приводить иногда гербы русских дворянских фамилий, то это только потому, что эмблемы у них заимствованы из польской геральдики и что иначе мы не избежали бы частых повторений. Понятно также, отчего гербы русских дворянских родов татарского происхождения имеют много общего с вышеозначенными гербами. Татары не могли внесть в нашу геральдику своего элемента, как внесли его Германия, Франция, Италия и др. страны, а идею борьбы христианства с исламом русский мог выразить только знаками, для него доступными, взятыми из польской геральдики. Заимствование гербов делалось или без всякой в знамени перемены, или с некоторыми изменениями, чрез которые постоянно просвечивает их первоначальный и коренной вид. Такие перемены, не чуждые, впрочем, и западной рыцарской геральдике, были необходимы для того, чтобы отличить герб одной фамилии от других гербов одного с ним разряда, а иногда делались вследствие требований геральдики как науки или в память отличий и подвигов. Для образца мы приведем несколько наиболее резких примеров разделения составных частей одного знамени по разным полям, перестановки их и изменения цветов: 1) в гербе, напр., Гржимала воин должен стоять в воротах крепости о трех башнях; у Повалишиных (Грб. VIII, 35) он поставлен на крепости вместо третьей башни; 2) в гербе Кисель изображается серебряная палатка, увенчанная крестом, а над шлемом ставятся три кирпичные башни (Грб. III, 9); у Брусиловых герб (VII, 123) разбит на две половины, и из них верхняя рассечена на три части, составные же эмблемы герба Кисель расположены в нем так, что палатка занимает всю нижнюю половину, башня - две крайние трети, а крест - среднюю треть верхней половины; 3) чаще других употребляется в наших гербах Лелива: в ней не только цвет и форма звезды с луною изменяются, но и положение их различно. Ср. гербы Пусторослевых (VII, 12), Сенявиных (II, 67), Шевичев (II, 132) и др.; 4) отделение крестов от подков часто в гербах Любич, Побог и Ястржембец. Ср. гербы Белокопытовых (VIII, 60), Желтухиных (III, 58), Митусовых (II, 105), Мухановых (II, 88), Чашниковых (VII, 109), Чуфаровых (IX, 46) и др.; 5) в гербе Микулинском три прописных буквы М покрывают одна другую, и над верхнею поставлен крест; все знамя в голубом поле. В гербе же Микулиных (VII, 40) щит разбит на две половины: из них в верхней, цвета голубого, помещен золотой крест, а в нижней, серебряной, видны три буквы М; 6) герб Прус (вид третий, иначе Нагоды) состоит из сложенных вместе в виде полумесяца рогами вниз косы или серпа и полуподковы и над ними крест. В гербе рода Опочининых (IV, 82) эти составные части положены в трех различных полях, а над шлемом сохранилась такая же, как в Прусе, согнутая в колене нога; 7) перестановки двух полумесяцев и меча знамени Остоя ясны в гербах Бороздиных (I, 42. Ср. Шишковых III, 75), Фиглевых (IX, 92) и др. Есть далее в русской геральдике и новые эмблемы, как они есть и в других славянских землях, но основа у них та же, потому что мысль, которой эмблема служит выражением, не изменяет своего характера. Самое изображение показывает нередко заключающийся в знамени смысл. Этому же объяснению много способствует его название; но это не всегда. Только долговременное изучение гербов, отчасти знание славянских языков и, главное, истории единоплеменников наших открывает путеводную нить в этой, у нас еще нетронутой науке.
| |||
![]() | |||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |