| |||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | |||
![]() | |||
» Библиотека › Русская геральдика (1855) / Лакиер А.Б. › [§ 72] Старание царя Алексея Михайловича и его современников дать им геральдическую форму. ...Необходимость особенных эмблем для полковых знамен. Труды графов Санти и Миниха. Составленное в 1729 г. описание городских гербов... | |||
[§ 72] Старание царя Алексея Михайловича и его современников дать им геральдическую форму. ...Необходимость особенных эмблем для полковых знамен. Труды графов Санти и Миниха. Составленное в 1729 г. описание городских гербов...§ 72. [Старание царя Алексея Михайловича и его современников дать им геральдическую форму. Распределение Петром Великим войска по провинциям и необходимость особенных эмблем для полковых знамен. Труды графов Санти и Миниха. Составленное в 1729 г. описание городских гербов...] Вообще к последней половине XVII столетия должно отнести начало составления городских гербов, как подробное разыскание истории государственной печати довело нас до результата, что при царе Алексее Михайловиче государственный герб достиг той полноты, которою он отличается и которую сохраняет, в сущности, неизменно до настоящего времени. Немногие(17) о городской геральдике известия, сохраненные временем, доказывают несомненно, что царя Алексея Михайловича занимала мысль о введении у нас правильных гербов. Для этой цели было, как увидим ниже при изложении истории герольдии, написано несколько сочинений как русским, который был обязан в подробности знать правила государственной особенно геральдики и охранять неприкосновенность печати, т.е. царским печатником Артамоном Сергеевичем Матвеевым, так и иностранцами, которые вызывались в Россию или сами приезжали к нам.
Древность завещала нам, правда, некоторые областные и городские знамена; но так как место их было собственно на городских печатях, и, следовательно, к ним не были применимы правила о цветах, и вообще эмблемы эти не усвоили себе еще постоянных геральдических форм, то герольдам, приезжавшим к нам, предстояло дополнить этот недостаток. Городские гербы, окружающие государственный герб в дневнике Корба (табл. XVII)), ясно свидетельствуют, что труды царя и его помощников принесли плоды. Тем не менее окончание этой работы было предоставлено позднейшему времени. Повод к утверждению прежде существовавших городских старых гербов и дополнению их новыми, сочиненными для городов, вновь построенных, был случайный; но он так богат последствиями, что необходимо на нем остановиться, тем более, что предмет этот еще совершенно не тронут нашими археологами, а выводы из него должны многим увеличить объем результатов, добытых наукою в последнее время. Устроенное Петром Великим регулярное войско требовало правильного распределения его по областям России для обеспечения продовольствия армии, и не один указ, великим государем изданный, свидетельствует, какое значение он придавал этой части государственного управления. Когда в 1720 г. все войско было расположено на подушном сборе и на каждую провинцию приходилось, смотря по ее объему и народонаселению, по одному полку и реже по нескольку полков, необходимо было устроить так, чтобы каждый полк, нося название области, в ней и был расположен, и чтобы полки, которые прежде назывались по фамилиям своих командиров, были переименованы по провинциям. Вследствие того в 1724 г. было принято за правило, что когда все полки займут квартиры по провинциям, тогда дать полкам имена сообразно областям, в которых они расположатся, и на полковых знаменах изобразить гербы тех провинций; а если в провинции будет размещено несколько разных полков, то дать им всем имя той провинции, различив их только по нумерам. Между тем, однако, у некоторых провинций и городов гербов не оказалось, хотя тем, которые построены или завоеваны Петром Великим (напр., Нарве, Выборгу, Кронштадту), были вновь даны гербы или утверждены прежде им принадлежащие. Вследствие того явилась потребность в сочинении городских гербов, но работа эта представляла столько затруднений, что, хотя прежняя мысль об изображениях на полковых знаменах и не была вовсе оставлена, императрица Екатерина I решалась заменить гербы на них вензелевым своего имени изображением, а впоследствии было даже приказано впредь «до конформации гербовника» оставить полкам старые знамена, какие у них до тех пор были; если же прежние окажутся слишком ветхими, то сделать в те полки один только раз знамена под государевым именем. Между тем в 1727 г. было возложено на обер-церемониймейстера графа Санти нарисовать правильные гербы, для чего велено было: «Дать ему живописцев из Канцелярии строений; а какого цвета должны быть поля знамен и около полей зубчики» (для каждого полка и, следовательно, для каждой провинции различно) было указано Военною Коллегиею и утверждено императрицею. Гербы городские, по составлении их, велено было представить для апробации в Верховный тайный совет, и когда утверждение их последует, то сделать с теми изображениями печати, «которыми губернаторам и воеводам отписки, доношения и прочие отправляемые письма, кроме партикулярных, печатать»(18).
Военная Коллегия очень часто относилась в «Высокий Сенат» и просила, чтобы гербы для городов, которые их не имеют, были немедленно составлены, для чего дозволено взять мастеров из артиллерии. В представлении Коллегии сказано, что гербы уже есть у знатных городов и они исчислены для ведома Сената, который затруднился вопросом, какие гербы должно еще составить? Попытки делались, но, вероятно, неудачно. В 1728 г. Государственная Военная Коллегия относилась в Казначейскую контору о выдаче малярному мастеру Гезелю «за сочинение образцовых знамен по городам пятидесяти семи гербов, за краски и за александрийскую бумагу» тридцати шести рублей(19). Наконец, 12 июля 1728 г. последовал на имя «Генерала и ордена Св. Александра кавалера и над фортификациями Обер-директора графа фон Миниха» из Военной Коллегии указ, по силе которого велено было передать ему, Миниху, «для малевания на знаменах» как старые, так и вновь сочиненные городские гербы и по составлении их прислать все вместе со старыми в Военную Коллегию. Для этой работы определен к Миниху из бывших в доме Меншикова живописцев Андрей Баранов, которому за первый экземпляр герба велено было давать по 15, а за последующие снимки по 10 копеек.
В мае 1729 г. гербы эти были уже представлены Минихом в Военную Коллегию, удостоились высочайшего утверждения, и так как это первый чисто геральдический в отечестве нашем труд, в котором, как сказано в подлинной записке Коллегии, «гербы учинены с надлежащими обстоятельствы» (атрибутами), то мы считаем необходимым представить здесь реестр гербов с их описанием, до сих пор еще неизданным, во всей его подробности: 1. Герб государственный, по-старому, двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху, в средине, большая императорская корона - золотые; в средине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтой же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное. С этого времени осталось такое объяснение московского герба(20), хотя еще в 1726 г. он именовался ездцом(21).
2. Имя его императорского величества Петр Второй против конфирмованного: два покоя двойные латинские золотые, внизу цифры II; поле лазоревое, наверху императорская корона, пальмы зеленые. 3. Лейб-регимент, по-старому, венец зеленый лавровый один, под ним корона императорская золотая, поле красное. 4. Санктпетербургский, скипетр желтый, над ним герб государственный, около его два якоря серебряные, поле красное, вверху корона императорская (против последнего Сантиева). 5. Ингерманландский, две стены наискось, белые с зубцами, поле лазоревое. 6. Московской, Георгий на коне, против того, как в средине государственного герба. 7. Киевской, по-старому, в средине ангел в белом одеянии с мечом, сияние желтое, поле лазоревое. 8. Володимерской, против старого, лев, стоящий на задних ногах, на главе корона желтая, а в передних ногах держит крест длинный серебряный, поле красное. 9. Новгородской, по-старому, на желтом престоле красная подушка и от нее к правой стороне скипетр, а к левой крест, от престола наверх подсвечник с тремя горящими свечами — желтые, да около престола два медведя: черные, поле белое. 10. Казанской, змей черный под короною золотою Казанскою, крылья красные, поле белое. 11. Астраханской, по-старому, сабля белая под короною астраханскою, черен (рукоятка) и корона золотые, поле лазоревое. 12. Сибирской, два соболя черных, стоящие на задних ногах, держат лук и корону золотые, меж ими две стрелы черные, а перья и копья красные, поле белое. 13. Тобольской, по-старому, пирамида золотая с конскою арматурою, знамена и барабаны красные, поле лазоревое. 14. Псковский, по-старому, барс, а над ним из облака рука, стоит на земле зеленой, поле лазоревое. 15. Смоленский, пушка черная, станок желтый, на пушке птица желтая без ног, поле белое, каковое сделал Санти (выше уже сказано, что это герб старый, XVII в.). 16. Эстляндский, такой же, как Ревельский, только без девицы. 17. Ревельский, по-старому; а как вновь учинен: три льва синие под коронами, да сверху корона, а над нею наверху девица под короною в белом одеянии; поле желтое. 18. Лифляндский, по-старому; как прежде была птица гриф белая о четырех ногах с крыльями и хвостом; поле красное; в передних ногах меч; на груди имя его императорского величества. 19. Рижской, по-старому и против того, каков ныне вновь учинен, меж двумя башнями ворота, в них внизу львиная голова под короною, над нею рогатки, ворота и башни красные, пестрые, около них орел двоеглавый черный, на двух главах короны, над воротами два ключа, над ними крест под короною, поле лазоревое, а земля зеленая. 20. Карельской, против нового, поле наверху красное, на низу лазоревое, внизу стоит белый журавль, держит камень, наверху две руки по плечо, держа по шпаге. 21. Тверской, по-старому, на серебряном стуле подушка зеленая, на подушке корона княжеская золотая, поле красное. 22. Пермской, по-старому, белый медведь, над ним Евангелие золотое, а над ним крест серебряный, поле красное. 23. Вятской, по-старому, в руке из облака лук с одною стрелою белою, а перо черное, в стороне крест красной, поле желтое. 24. Нижегородской, олень красный, рога и копыта черные, поле белое. 25. Черниговской, черный орел одноглавый под короною, в левой ноге крест желтый, а корона, нос и ноги желтые же. 26. Рязанской, по-старому. Князь в епанче и в шапке, в руке правой меч, а в левой ножны, епанча красная, платье, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая, под ним земля зеленая, поле желтое. 27. Ростовский, белый елень, каково сделал Санти, рога и копыта желтые, под ним земля зеленая, поле красное. (Герб этот существовал раньше Санти). 28. Ярославской, стоящий медведь черный, на плече держит в лапе чекан красный, поле желтое. 29. Белозерской, по-старому, озеро белое, в нем две стерляди желтые, над рыбами месяц с крестом, месяц белый, крест желтый, поле лазоревое. 30. Бутырской, по старому гербовнику, центавр, а именно: по пояс человек, а ниже: туловище, ноги и хвост лошадиные белые, в руке лук со стрелою, поле красное, лук и стрела желтые. 31. Троицкий, крест желтой под короною, по-старому, поле красное. 32. Новотроицкой, белый крест, в средине имя Божие на три угла желтое, поле красное. 33. Белогородской, старый лев лежащий, желтый, а над ним орел черный одноглавый, под ним земля зеленая, поле синее. 34. Архангелогородской, против того, что учинил Санти, а именно: архангел в синем одеянии, с крыльями и с огненным мечом, побеждающий диавола черного, в другой руке щит красный, поле желтое. 35. Вологодской, против старого, держава золотая, на ней из облака рука с мечом белым, с золотым ефесом, поле красное. 36. Воронежской, по-старому, две пушки на станках желтые, из одной пушки выстрелено, и на ней сидит орел белый одноглавый, поле красное. 37. Суздальской, новой сделать: птица сокол в княжеской шапке, поле пополам: наверху синее, а внизу красное. 38. Углицкой, против нового, царевич князь Димитрий в одеянии царском, шапка княжеская с крестом, в правой руке нож, под пазухою левой руки агнец, поле красное, одеяние и шапка золотые. 39. Муромской, новой, стена белая и рука из облака, которая на золотой цепи держит княжескую корону, поле лазоревое. 40. Галицкой, воинская арматура желтая, и над нею наверху крест св. Иоанна белый, поле красное. 41. Луцкой, по-старому, из облака рука, в руке меч перерубает змия, рука и меч белые, змей черный, поле красное. 42. Азовской, по старому гербовнику, полмесяца и в нем крест серебряный, внизу две рыбы белые, поле лазоревое. 43. Симбирской, прежний старой: на столбу белом золотая корона, поле лазоревое. 44. Пензенской, три снопа пшеницы, ячменю, проса золотые, поле зеленое. 45. Свияжский, новый город деревянный на судах, на реке Волге, в ней рыба, поле лазоревое. 46. Уфимской, сделать вновь, лошадь белая на бегу, поле красное. 47. Севской, один сноп золотой ржаной на зеленом месте, поле синее. 48. Орловской, город белый, на воротах орел одноглавый черный, сверх орла корона золотая, в синем поле против печати той Орловской провинции. 49. Полтавской, против новоучиненного: внизу поле лазоревое, вверх красное, а кругом по две стороны белые; на лазоревом поле пирамида золотая, на красном верху две шпаги по сторонам, по правую сторону на зеленой земле знамя, на нем значит государственный герб, в средине имя императора Петра Великого, по другую сторону дерево зеленое пальм. 50. Стародубский, дуб старой, стоящий на зеленой земле, поле белое. 51. Глуховской, против вновь учиненного, токмо сделать яблоко покруглее. 52. Нежинской, против вновь учиненного: поле пополам, сверху красное, а снизу лазоревое, на нем две змеи под шляпою с крыльями, а наверху две руки. 53. Коломенской, на лазоревом поле столб белый, на нем вверху корона, около две звезды. 54. Павловской, по-новому: святый апостол Павел, поле белое. 55. Тамбовской, против нового рисунка: на лазоревом поле улей, и над ним три пчелы золотые, земля зеленая. 56. Козловской, против нового рисунка: козел белый, поле красное, земля зеленая. 57. Коротояцкой, вновь сделать: магазейн красный, а над ним рог с довольством, внизу река, поле лазоревое. 58. Елецкой, на белом поле елень красный, над ним ель зеленая. 59. Каргополъской, белый баран, лежащий в огне на дровах, что учинил Санти, поле лазоревое. 60. Устюжский, лежащий Нептун на берегу держит в обеих руках кувшины, из которых льется вода в одно место; кувшины красные, вода белая, поле зеленое. 61. Олонецкой, по-старому, рука белая из облака держит щит синий, а в высподи 4 ядра на цепях черные, поле желтое. 62. Ладожский, шлюза, ворота золотые, стены красные, поле лазоревое. 63. Шлюссельбургской, ключ золотой, под короною императорскою золотою, что сделал Санти; внизу крепость белая, поле синее. 64. Невской, по старому гербовнику, столб синий, шпага серебряная, эфес золотой, ключ золотой же, поле красное. 65. Кронштатской, вдоль половина поля красная, а другая лазоревая, на лазоревом караульная высокая башня с фонарем, наверху корона, а на красном поле черный котел, кругом острова вода. 66. Кроншлотской, против нового, на море Кроншлот белый, наверху корона и флаг, поле лазоревое. 67. Выборгской, по-старому, какой прислан из Выборга, на лазоревом поле внизу литера W, поперег полоса золотая, над нею три короны, а сверху два ангела с крыльями, в одеянии красном, крылья у одного лазоревые, а у другого желтые. 68. Кексгольмской, остров зеленый, кругом его вода белая, к острову ворота с башнями кирпичные, поле синее; под воротами имя императорского величества Петра Великого. 69. Нарвской, против старого, присланного из Нарвы, крест красный, над ним по обе стороны вверху два цвета равные. 70. Иванегородский, по-новому, город белый на зеленой земле, вверху поле лазоревое, на нем орел двоеглавый летящий, в устах у орла имя царя Ивана Васильевича. 71. Венденской, по-старому и как ныне вновь учинен: город красный, на нем человек стоит в латах черных, в правой руке шпага, в левой щит, земля зеленая, поле белое. 72. Эзельской, по-старому и против учиненного вновь: орел желтый, поле лазоревое. 73. Перновской, по-старому и как вновь учинен: из облак рука в красном одеянии белая, держит крест, а подле его ключ белый, поле лазоревое. 74. Питершанской герб вновь учинить: Петровы шанцы красные на камне белом, поле лазоревое. 75. Дерптской, против старого, что прислан из Риги: на зеленой земле ворота и две башни красные, в воротах в полумесяце звезда, наверху рогатка, над ним шпага с ключом, а сверху корона. 76. Копорской, по-старому, камень белый, над ним облако, поле лазоревое. 77. Ямбургской, по старому гербовнику, орел двоеглавый черный, над ним солнце золотое, поле зеленое, под орлом камень. 78. Дорогобужской, по-новому, три бунта (связки) пеньки, связано-лежащей серебряной, поле красное. 79. Якутской, на престоле белом Евангелие золотое, поле красное. 80. Енисейской, сделать новый: две белки красные, а сверху из облака самострел черный, поле белое. 81. Томской, человек, стоящий в рудокопне, в руках рудокопательные инструменты, поле желтое. 82. Самарской, дикая коза белая, стоящая на траве, поле лазоревое. 83. Царицынской, по-новому, два осетра белые, поле красное. 84. Терской, арбуз зеленой, вверху две кисти виноградные красные, поле вверху белое, а внизу желтое. 85. Курской , по-новому, три куропатки, натурально летящие в синем поле на изкось, а по обеим сторонам белые поля. 86. Брянский, мортира золотая, а по сторонам по куче бомб черных, поле красное. 87. Путивлъской, поле сверху белое, а внизу желтое, в средине сукно красное, кругом покромы красные с черным, на сукне два челнока золотые, с цевками красными. 88. Рыльской, против новоучиненного: на желтом поле кабанья голова.
| |||
![]() | |||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |