| |||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | |||
![]() | |||
» Библиотека › Русская геральдика (1855) / Лакиер А.Б. › [§ 94] 4) выезжих из Грузии; | |||
[§ 94] 4) выезжих из Грузии;§ 94. Гербы родов, выезжих из Грузии. По общему отзыву ученых, занимающихся историей Грузии и самих грузин, у них никогда не было понятия о гербе в том смысле, как его разумеют другие народы, и самые даже гербы, данные дворянским родам Грузии при русском правительстве, называются там печатями. Издавна же существовали у грузин печати, равно как и знамена, с изображениями святых. Кроме того, разные эмблемы встречаются нередко на щитах горцев, и мы думаем, что все эти изображения могут послужить богатым материалом при выборе гербов дворянами областей кавказских и закавказских. Как на знаменах находил себе место образ покровителя города, области, предводителя племени, так трофей, взятый с бою, победа, одержанная над неприятелем, отсеченная у врага рука, богатая добыча и т.п. давали витязю право на ту или другую в его щите отметку. Самый цвет щитов у разных горских народов неодинаков: у осетин, напр., он черный. Всеми этими приметами, которых, к сожалению, мы не могли собрать в таком объеме, как бы нам хотелось, не должно, по нашему мнению, пренебрегать, потому что таким образом легко обозначить в гербе происхождение дворянина и увековечить подвиги его предков, что всегда и имеет в виду наш герб. Выше мы уже видели, как рано начались наши сношения с закавказскими народами и как Грузия, не находя других средств сохранить свое существование от внутренних неустройств и стеснений со стороны персов и турок, искала покровительства России, как наши государи, милостивым своим содействием, спасли Грузию от падения(67). Цари Грузинские поселились в Москве, по существовавшему уже тогда у нас обычаю, стали пользоваться гербом, для уразумения которого необходимо коснуться истории Грузии и происхождения ее царей.
Существующее на Кавказе предание, начало которого теряется в незапамятной древности, предание, подтверждаемое историческими свидетельствами, преимущественно Константином Багрянородным, гласит, что дом царей Грузинских Багратидов в родстве с еврейским царем Давидом(68). Первоначально Багратиды жили в Иерусалиме, откуда, будучи взяты в плен Навуходоносором, переселилсь в Армению. Здесь они занимали почетные должности, и во время покорения Армении халифом Мутавакилем, многие из Багратидов принесли себя в жертву, защищая престол и свою веру. Затем в 885 г. по Р.Х. один из членов этой фамилии утвержден царем Армении и начал собою царственную династию этой страны. От того же корня происходят грузинские Багратиды, которые, постепенно размножаясь и усиливаясь, подвигались к Ахалцихской области. Отсюда они сделались владетелями прибрежных стран Черного моря, Абхазии и, наконец, овладели страною, именуемою Грузиею, что значит страна св. Георгия. (По-персидски и турецки грузинец называется Гюрдж, по-арабски - Джюрдзие, в переводе Юрьевец). Какая бы ни была причина такого особенного почитания, оказываемого здесь св. Георгию (историки в этом несогласны)(69), оно существует во всей Грузии и ведется издревле: образ этого святого виден на знаменах, имени его посвящаются церкви и города, и праздников в честь его и победы над драконом очень много.
Спасительные слова евангельского учения страна эта услышала в первый раз от св. апостола Андрея, который, по сказанию летописца, чрез Каппадокию и приморский город Трапезунд проникнул в Западную Иверию(70); но этому событию предшествовало важное обстоятельство, подробно описанное в грузинских летописях, а именно: некто из юношей еврейских, по имени Элиоз, один из воинов, находившихся при кресте Господнем, после крестной смерти Спасителя получил по жребию Его хитон и, возвратившись в свой город Мцхет, принес его с собою. Сестра Элиоза, увидев такое сокровище, отняла его у брата и, прижав к груди, на месте умерла. С хитоном же ее и должны были похоронить, потому что его не могли у нее вырвать; но место погребения осталось неизвестным, хотя, по преданию, и знали, что она похоронена в Мцхете под кедром, пересаженным из Ливана. Чрез откровение свыше узнала о том св. Нина, просветительница Грузии. Она обратила ко Христу царя Мириана (в 318 г. по Р.Х.), и на том месте, где был скрыт хитон, воздвигнут Мцхетский собор, один из столбов которого есть кедр, росший на могиле. Чудеса сопровождали постройку храма(71).
Все эти обстоятельства, т.е., с одной стороны, родство с царем еврейским Давидом, с другой - сохранение в Грузии хитона Господня и, наконец, почитание св. Георгия объясняют печать грузинских царей, которую они употребляли гораздо ранее прибытия их в Россию. Первоначально на круглом щите был изображен один хитон Господень, а по сторонам щита прибавлялись гусли, которыми отрок Давид услаждал царя Саула, и праща, которою Давид убил Голиафа(72).
Позднее и, сколько можно заключить по дошедшим до нас памятникам, уже по выезде грузинских царей в Россию, к этим основным эмблемам прибавлен образ св. Георгия на коне. Его изображение, впрочем, и в то время, когда Корб был в Москве, т.е. в конце XVII столетия, почиталось уже гербом Грузии (табл. XVII). В расположении исчисленных эмблем в гербе допускался произвол: на гробницах грузинских царевичей и царевен, погребенных (в С.-Петербурге) в Александро-Невской лавре, преимущественно в Феодоровской церкви, оказывается, что с половины прошедшего столетия щит в их гербе обыкновенно состоял из четырех частей и посредине его почти всегда помещался хитон Господень, нередко с надписью по сторонам: "Бе же Хитон не швен, свыше исткан весь" (Иоан. XIX, 21). Затем в первой четверти, в голубом поле, изображались праща и гусли; во второй, красного цвета, - положенные в виде Андреевского креста скипетр, меч и между ними, сверху, держава (символы царской власти); в третьем поле, того же красного цвета, - весы, символ правосудия царя Соломона, и, наконец, в четвертой, цвета голубого, - св. Георгий на коне. Вокруг всего герба нередко встречается надпись из псалма: "Клястся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем" (Пс. 131, ст. 11)(73). Этот основной тип грузинского герба допускает многообразные изменения (вероятно, для отличия одного поколения грузинских царей и царевичей от других) и нередко состоит из шести или восьми частей, в которых отдельно полагаются меч, скипетр, держава и прибавляется лев (как эмблема, вообще любимая народами Востока)(74).
Те же эмблемы встречаем у многих княжеских грузинских родов, выехавших к нам вместе с царем Вахтангом VI, вызванным при Петре Великом, прибывшим в Астрахань в 1724, а в Москву в 1726 г., т.е. уже по смерти Петра Великого, в царствование императрицы Екатерины I. Родство с Багратидами в прямой или в боковой линиях, а иногда одно даже свойство чрез браки, давало этим родам право или на тот же вполне герб, или на сохранение некоторых царских эмблем с прибавлением иных, в ознаменование подвигов доблести и отваги. К разряду таких княжеских грузинских родов относятся князья Орбельяновы, Баратовы, Андронниковы, Меликовы, Чолокаевы и иные(75); но за неимением их гербов, мы должны ограничиться следующими:
1) князья Багратионы. Их было несколько поколений:
2) род князей Давыдовых восходит до кахетинского царя Давыда I (1513-1520). У него был внук царь Александр, у сего последнего царевич Дмитрий, и по имени сына сего, царевича Давыда, получил прозвание князя Давыдова выехавший в Россию в 1666 г. под высокую державу царя Алексея Михайловича правнук его князь Элизбар - Илья(76). Потомок сего последнего, князь Макул (Мамук) Давыдов, в 1738 г. назначен капитаном грузинской гусарской роты, сформированной из прибывших в Россию с царем Вахтангом грузин(77). Род князей Давыдовых продолжается до сих пор и употребляет следующий герб: первая часть четверочастного щита их представляет изображение в голубом поле св. Георгия, поражающего дракона; во второй, красного цвета, изображен золотой крест; в третьей четверти того же цвета видна золотая пятиугольная звезда и, наконец, в последней, в голубом поле, представлен идущий вправо лев;
3) князья Дадианы, потомки владетелей Мингрелии. Предок их Леван Дадиан в 1638 г. просил царя Михаила Федоровича принять его под свое покровительство. Просьба эта была уважена, и в XVII в. великие князья Дадианы значились по Разрядам боярами при русском дворе. Род кн. Дадианов продолжается до сих пор; в сердце четверочастного герба их изображен золотой крест; за сим в первой части, в золотом поле, виден идущий влево овен (это память о Колхиде и о золотом ее руне, находившемся в нынешней Грузии); во второй, в красном поле, - св. Георгий, поражающий дракона; в третьей, в серебряном поле, означены три лица и на них крестообразно меч и знамя красного цвета и, наконец, в четвертой части, голубого цвета, представлен плывущий по воде золотой корабль с парусами (Грб. VI, 2); 4) князья Цициановы, потомки князей Карталинских, нередко соединявшиеся брачными узами с царско-грузинским домом. Князь Паата Цицианов выехал в Россию из Грузии, и потомкам его, князьям Цициановым, пожалован следующий герб (Грб. V, 7): в первой части их четверочастного щита, цветом голубой, диагонально по перевязи вправо изображено свернутое знамя красного цвета, над ним виден ездок с копьем, скачущий в правую сторону на белом коне; во второй четверти, в золотом поле, представлен овальный щит; в третьей, в золотом же поле, находится голубая перевязь вправо и на ней посредине буква «S»; и, наконец, четвертая часть занята изображением в голубом поле золотого рога изобилия; 5) князья Эристовы. Грузия в древние времена делилась на несколько княжеств, которые, находясь под владычеством царей, управлялись каждое особым эриставом (эри значит народ, тави - глава). Эриставы назначались первоначально пожизненно или временно как правители, затем как вассалы, и, наконец, в VI столетии при иверском царе Бакуре III (с 557-го по 568 г. по Р.Х.) эти области были отданы в собственность некоторым знатнейшим фамилиям. С того времени звание эриставов обратилось в фамильное прозвание, а для отличия придавалось к нему наименование той области, которою владел князь. Пользуясь смутами в Грузии, эриставы нередко отделялись от царей и становились самостоятельными владетелями, опираясь в борьбе своей на неприступные замки в скалах и на войска, которые они содержали для этой цели. В числе таких эриставов мы должны отметить Арагвских и Ксанских эриставов, получивших название от рек Арагвы и Ксани, орошавших их владения. Они происходят от княжеского осетинского рода и дали начало русским князьям Эристовым, бывавшим в родстве с царским грузинским домом и выехавшим в Россию в 1724 г. с царем Вахтангом. Такое происхождение Арагвинских Эриставов и история подвигов, совершенных членами этой фамилии, нашли себе в родовом их гербе красноречивого истолкователя: в сердце четверочастного щита на особом щитке золотого цвета видно изображение св. Георгия на коне, поражающего дракона; затем в первой четверти, в голубом поле, представлен родовой замок (Ананур) под императорскою короною; во второй и третьей частях, красного цвета, положен крест и на трех концах его по полумесяцу, отверстием обращенному внутрь (в память перехода из язычества в христианство), и, наконец, в последней, черного цвета, отсеченная кисть руки также под короною. Черное поле щита нередко у осетин, рука же, отсеченная у какого-нибудь важного врага, дала право на помещение ее в гербе. Щит держат слева вепрь, справа лев; 6) не можем пройти при этом молчанием рода князей Амилахваровых, бывших также в родстве с грузинскими царями. В XVIII столетии члены этой фамилии выехали в Россию, и так как один из предков их спас царя от угрожавшей ему опасности тем, что лег вместо него в ставке, где и был заколот, то фигура человека, лежащего в ставке на постели, занимает средний щиток герба; весь же щит, цвета красного, состоит из четырех частей; из них в первой представлена рука со знаменем, на котором изображен св. Георгий, во втором, сверху, сапог, под ним солнце, наконец, в третьем и четвертом полях видны знамена и пушки(78).
Здесь же должны себе найти место внесенные в Гербовник гербы некоторых относительно к числу признанных в дворянстве, немногих грузинских родов, а именно: 1) герб Амбразанцовых, предок которых Петр Амбросадзев был в звании стольника при имеретинском и грузинском царе Арчиле. В 1722 г., по грамоте грузинского царя Вахтанга и царицы Русуданы, Петр Амбросадзев с потомством и родством пожалован деревнями. Герб их рассечен на три части, из которых в правой, цвета голубого, изображены положенные накрест золотая сабля и лук, в средней, цвета черного, виден серебряный столб, с красным на средине его крестом, а на поверхности столба сидит птица с распростертыми крыльями; наконец, в левом, крайнем поле красного цвета представлен колчан со стрелами (Грб. V, 127); 2) в гербе Бегтабеговых, имеющих титул грузинских князей, щит разбит на две части; из них в верхней, в красном поле, изображен черкес, скачущий вправо на белом коне с золотою сбруею и имеющий на плече золотое копье; а во второй части, в голубом поле, видны крестообразно положенные остроконечием вверх две серебряные стрелы и поверх их щит красного цвета с серебряным на нем полумесяцем (X, 107); 3) герб Гарсевановых, карталинских дворян, имеет в голубом поле изображение жертвенника, украшенного древесными масличными ветвями; на поверхности его крестообразно означены два скипетра, а внизу воскуренный из золотого сосуда фимиам (IX, 134); 4) Лашкаревых. Этот род происходит от грузинских дворян Лашкаревых-Бибилюров, выехавших в Россию в царствование Петра Великого с царем Вахтангом. В гербе Лашкаревых (IV, 140) щит разбит на две половины: из них в верхней, голубого цвета, изображен золотой полумесяц, обращенный рогами в правую сторону, а в нижней находится муж в азиатском платье, вооруженный саблею, в правой руке он держит трость, в левой - пальмовую ветвь (по-грузински Лашкарь значит воин); и 5) в гербе Худобашевых, имеретинских дворян, щит разбит надвое, и верхняя его половина рассечена; в правом, золотом, поле крестообразно положены два меча, в левом, голубом, изображен золотой крест, под ним, у подошвы щита, видны море, и к левому углу каменная гора, и, наконец, в нижней части - серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, над ним золотой хлебный сноп.
| |||
![]() | |||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |