| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › О русских государственных национальных цветах (1912) › К вопросу о русских национальных цветах и о типе государственного знамени России / Трутовский В.К. | ||||||
Трутовский В.К.
К вопросу о русских национальных цветах и о типе государственного знамени России// О русских государственных национальных цветах (1912)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: [Историко-родословное общество в Москве] - М.: Типография «Печатня С.И. Яковлева», 1911. - 15 с. [Репринт: Ленинград; Лит.-изд. агентство "Мета" ; Москва : Изд.-библиогр. агентство "Моя б-ка", 1990. - 15 с. Размер: 20 см] Аннотация: Как известно, особая правительственная Комиссия, под председательством Товарища Министра Юстиции Л. Н. Веревкина, была созвана по вопросу о наших национальных цветах. Вызвано было образование этой комиссии очевидно в виду существующего крупного разногласия в этом вопросе — в теории и практике. С одной стороны мы имеем Высочайше утвержденный Императором Александром II, в 1858 г., наш флаг из трех цветов — черного, желтого и белого, с другой стороны искони везде и всегда употребляется поныне, при всех торжествах и во все торжественные дни флаг других цветов — белого, синего и красного. Об авторе публикации/статьи: Трутовский Владимир Константинович (1862-1932) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Трутовского В.К.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 53497 знаков (с пробелами)
В.К. ТРУТОВСКИЙ Къ вопросу о русскихъ нац ональныхъ цв тахъ и О ТИПЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАМЕНИ РОССИИ. МОСКВА. Т во Печатня С. II. Яковлева Петровка, Салтыковск й пер., д. Т ва N 9. 19 Вс выше упомянутыя обстоятельства и дали мн мысль попытаться выяснить, съ своей стороны, как е цв та могутъ назваться, скор е другихъ, русскими народными и каково могло бы быть постоянное наше Государственное знамя, разъ оно должно символизировать собою Русь и ея истор ю. Цв та какого нибудь государства, составляющ е его нац ональный флагъ, надо признавать за наибол е сильный, наибол е р зк й символъ этого государства, когда они разв ваются вн его территор и. Поднятый надъ ч мъ нибудь за пред лами своей родины, флагъ нац онализируетъ это н что будетъ ли оно кусокъ земли, морское или р чное судно, здан е, челов къ, наконецъ, товаръ или какой нибудь предметъ. Водруженный надъ никому не принадлежащей территор ей, онъ одинъ присоединяетъ ее къ влад н ямъ своего отечества, одинъ охраняетъ ее. Онъ, и только онъ одинъ, символизируетъ, поддерживаетъ и ограждаетъ право экстерритор альности, давая своимъ соотечественникамъ уб жище и охрану своей с нью. Приспущенный, онъ выражаетъ печаль и сочувств е своего государства къ другому въ моментъ постигшаго то б дств я или горя, опущенный совс мъ, или снятый, знаменуетъ или полный разрывъ сношен й, или сдачу. Оскорблен е нац ональнаго флага какого либо государства есть оскорблен е всего государства, бол е тяжкое, ч мъ какое либо иное. Такое его совершенно особое, выдающееся, значен е являетъ его посл днимъ, заключительнымъ, самымъ важнымъ зпакомъ въ ряду остальныхъ государственныхъ регал й печати и герба, изъ коихъ первая является первой же и прост йшей эмблемой государства, вторая сл дующей за нею ступенью и, наконецъ, флагъ посл дней и наибол е наглядной и неприкосновенной, священной для вс хъ. И мы д йствительно видимъ, что въ истор и вс хъ государствъ, обладающихъ и обладавшихъ этими тремя эмблемами, создан е нац ональнаго флага знаменуетъ собою совершенное, окончательное устройство и упрочен е даннаго государства. Въ то время, какъ государственная печать им етъ н сколько типовъ и прикладывается къ самимъ разнороднымъ и разнаго достоинства актамъ, а гербъ фигурируетъ въ печатяхъ вс хъ правительственныхъ учрежден й и на выв скахъ казенныхъ складовъ, даруется на выставкахъ, какъ высшая награда, составляетъ, у насъ неотъемлемую принадлежность аптекъ и др., флагъ им етъ одно лишь величайшее назначен е представляетъ свое государство за его пред лами, охраняя своихъ гражданъ и его влад н я. Недаромъ въ Герман и розетку нац ональныхъ цв товъ можетъ носить лишь неопороченный ни въ чемъ гражданинъ, а французская революц я 1793 г. первымъ долгомъ установила трехцв тный флагъ и предписала вс мъ гражданамъ обоего пола и всякаго возраста носить кокарду этихъ цв товъ, подъ страхомъ военнаго суда и казни. А разъ нац ональные цв та являются символомъ окончательнаго создан я и укр плен я государства, то и моментъ создан я ихъ самихъ надо искать лишь посл такого момента въ жизни каждаго государства. Съ этимъ же моментомъ необходимо должно соединяться и символическое значен е избранныхъ для флага цв товъ, такъ какъ в ихъ различ и и комбинац и и заключается главная его символика быть эмблемой изв стнаго государства, быть можетъ даже бол е сильнымъ arme parlante, ч мъ самъ гербъ. Прим няясь къ этимъ положен ямъ, я и постараюсь поискать, как е цв та должны быть признаны нац ональными у насъ въ Росс и, когда могла зародиться ихъ символичность и что должны они знаменовать собою. Прежде всего попробую установить, какой моментъ въ нашей истор и можно считать хотя бы приблизительно показывающимъ окончательное сформирован е Росс йскаго государства и символизац ю какового во всей его полнот можно было бы искать въ цв тахъ нашего флага, а зат мъ уже перейду и къ самим цв тамъ. Первый случай единен я всей русской земли подъ одной властью былъ при Ярославл I и совершился въ 1036 г., посл смерти кн. Мстислава Храбраго. При преемникахъ Ярослава Русь распадается на ц лый рядъ отд льныхъ княжествъ и городовъ, зат мъ понемногу утрачиваетъ свои н которыя исконныя земли, въ томъ числ так я крупныя, какъ К евъ и Смоленскъ и лишь въ конц ХV в. снова начинаетъ собираться воедино, уже подъ высокую руку Московскую44, при оанн III 1462 1505 При немъ пали одно за другимъ и Великое княжество Рязанское и Великое княжество Тверское круппые соперники Москвы, и Новгородъ, и ц лый рядъ простыхъ уд льныхъ княжествъ и оаннъ сталъ уже писаться въ актахъ и чеканиться на монетахъ Осподарь или Государь всея Руси Однако единен е при немъ было далеко еще не полно. При сын и преемник его, Васил и оаннович присоединена была къ Москв въ 15 10 г., посл дняя самостоятельная единица Псковъ и тутъ же мы видимъ уже на н которыхъ грамотахъ и на монетахъ, чеканенныхъ Васил емъ для Пскова посл 15 10 г. въ первый разъ титул Царя и государя всея Руси44. Однако титулъ этотъ не былъ еще окончательнымъ, не былъ еще введенъ и утвержденъ съ высоты престола. Лишь въ 1547 г. оаннъ V, принявъ бразды правлен я въ свои руки, объявилъ себя Царемъ всея Руси и сталъ чеканить этотъ титулъ на деньгахъ Московскихъ, ставшихъ отнын всеросс йскими. Этотъ моментъ установлен е монетной регал и, какъ права и прерогативы за одной Москвой и титулъ Царя всея Руси и былъ вторымъ случаемъ оффиц альнаго признан я единен я Руси, начавъ собою окончательное его расширен е, пока оно не достигло конца. Для полноты такого единен я не хватало двухъ, уже упомянутыхъ, исконныхъ русскихъ областей К ева и Смолеиска, и мы видимъ, что титулъ нашихъ государей остается все тотъ же Царь всея Руси въ течен е еще ц лыхъ 7 л тъ. Въ 1654 году К евъ заявилъ о своемъ возвращен и въ общерусскую государственную семью и съ юля 1654 года царск я грамоты уже носятъ титулъ Царя и великаго князя всея велик я и малыя Росс и Самодержца Скоро зат мъ и Б лорусс я вернулась въ праотеческое лоно и хотя Смоленскь, центръ ея, возвратился лишь посл Андрусовскаго мира 1667 г., т мъ не мен е бывшая его земля стала опять вполн русскою съ 1656 года и начиная съ февраля этого года мы видимъ наконецъ полный титулъ нашихъ государей Царь и велик й князь всея велик я и малыя и б лыя Росс и Самодержецъ См. напр. Акты Историч. т. IV въ Оружейной палат есть знамя п. Алекс я Михайловича Большою полка 1762 г. т. е. 1654 г. уже съ полнымъ титуломъ No 4063 такимъ образомъ 1656 годъ мы можемъ считать т мъ моментомъ, о которомъ было сказано выше, какъ характеризующимъ окончательное установлен е Русскаго государства на его древней основ Дальше шло уже расширен е государства путемъ завоевательнымъ, начавшимся уже давно и результаты котораго, какъ ранн я Сибирь, Казань, Астрахань и т. и. такъ и поздн я, лишь вносили совершенно новые элементы на древнюю исконную русскую почву. Равнымъ образомъ и посл дн й титулъ, принятый Петромъ I, въ зам ну прежняго и существующ й до сихъ поръ, Императоръ не внесъ ничего новаго и характернаго, въ смысл символическаго его значен я, какъ титулъ, и былъ лишь заключительнымъ актомъ увлечен я вс мъ иноземнымъ, увлечен я, насажденнаго Петромъ и поддерживаемаго его приближенными. 1656 годъ всегда долженъ остаться главнымъ показателемъ момента упрочен я Русскаго Государства. При дальн йшемъ разбор въ вопрос о цв тахъ нашего флага и возможной ихъ символичности, я буду держаться сл дств й именно этого момента. Как е же цв та считаются у нас нац ональными и как е должны считаться таковыми Въ этомъ вопрос существуетъ два течен я. Одно изъ нихъ признаетъ русскими нац ональными цв тами черный, желтый и б лый, флагъ каковыхъ цв товъ, какъ Государственный, былъ установленъ Императоромъ Александромъ II въ 1858 г. и внесенъ въ Полное Собран е Законовъ. Въ основан е прим нен я именно этихъ цв товъ положены цв та Росс йскаго герба чернаго орла въ золотомъ пол взятаго, какъ предполагаютъ, оанномъ III изъ Визант и и впервые прим неннаго на печати царя 1497 г., и б лый цв тъ од ян я св. Георг я Поб доносца, являющагося однимъ изъ древн йшихъ патроновъ Руси. При этомъ, въ доказательство значен я чернаго цв та въ Росс и, какъ государственнаго, ссылаются на черное знамя Дмитр я Донского въ Куликовской битв на черный воскъ оффиц алыных печатей до времени образован я Московскаго государства, на частный русск й коммерческ й флагъ, учрежденный Петромъ I въ 1693 г., по гербу Росс йскаго царств я изъ б лой тафты съ чернымъ двуглавымъ орломъ, держащимъ золотые скипетръ и державу. Сюда же присоединяютъ и установлен е имъ же кокарды, по Росс йскому гербу б лаго съ чернымъ и оранжевымъ цв тами и на такое же установлен е Александра I. Второе течен е считаетъ нашими нац ональными цв тами красный, син й и б лый, опять основываясь главнымъ образомъ, на установлен и такого трехцв тнаго флага Петромъ I въ 1694 г., какъ морского, военнаго, каковымъ онъ оставался въ течен е 7 л тъ, когда, въ 1700 г., Петромъ же, онъ былъ сд ланъ спец ально морскимъ коммерческимъ. Какъ на второе основан е это течен е указываетъ на обычай выв шивать въ торжественныхъ случаяхъ флагъ именно этихъ цв товъ, несмотря на оффиц альный характеръ черно желто б лаго флага, и поднимать его нашими представителями заграницей. Разсмотримъ теперь вс эти цв та по отношен ю къ истор и русской жизни. Черное знамя Донского не можетъ считаться ни обычнымъ, ни всеросс йскимъ это было великокняжеское, м стное, московское знамя. Рядомъ съ Москвой тогда еще существовали не мен е, если не бол е, сильныя Велик я княжества Рязанское и Тверское, постоянные и сильные соперники Москвы, зат мъ самостоятельныя, крупныя единицы, какъ Новгородъ и Псковъ, и ц лый рядъ другихъ великихъ и малыхъ княжен й, независимыхъ отъ Москвы. Всей Руси тогда еще не было и знамя Донского выражать и представлять ее не могло. Случай, при которомъ оно было поднято, возстан е противъ своего угнетателя, в роятно и далъ этотъ черный цв тъ цв тъ смирен я, скорби и обречен я себя смерти за родину. Другого случая чернаго знамени, которое могло бы считаться главн йшимъ, государственнымъ, мы не знаемъ въ нашей истор и. Черный орелъ на золотомъ пол знакъ не русск й, не славянск й, а заимствованный извн Въ геральдик двуглавый орелъ въ герб всегда колебался среди трехъ цв товъ чернаго, желтаго золото и б лаго серебро изъ каковыхъ и составлялась двуцв тная, въ большинств случаевъ, комбинац я. Предпочтительнымъ же цв томъ для орла былъ золотой. Такимъ образомъ черный орелъ на золотомъ пол не былъ постоянной комбинац ей нер дко кром того и поле было б лое, т. е. серебряное, такъ какъ золото и серебро являются благородн йшими металлами и въ геральдик И мы видимъ уже на вышеупомянутомъ флаг Петра I 1693 г. чернаго орла на б ломъ пол Къ этому надо еще прибавить, что цв та гербовъ далеко не были обязательны для цв товъ знаменъ и флаговъ, какъ у частныхъ лицъ, такъ и у оффиц альныхъ, или у государствъ Въ общемъ же, черный цв тъ на Руси всегда показывалъ или трауръ, или смирен е, печаль и горе и, наконецъ, отр шен е отъ м рской суеты, почему не только у насъ, но почти во всемъ христ анскомъ м р черный цв тъ цв тъ монашества, схимы. Въ отношен е фольклора мы видимъ на Руси черный цв тъ въ костюмахъ, преимущественно женскихъ, лишь въ немногихъ м стностяхъ и то почти всегда какъ равноправный синему или его почему либо зам няющимъ. Тоже и въ шить русскомъ, черныя нитки лишь зам няютъ син я, но никогда не преобладаютъ въ сочетан и съ другими цв тами, что, однако, зам тно по отношен ю къ цв тамъ красному и синему, не говоря уже про б лый. Еще мен е видимъ мы въ истор и русской жизни желтый цв тъ и то только, когда онъ символизируетъ золото. Прим ръ особеннаго, какъ будто, значен я золота, кром общаго его значен я, какъ и повсюду, какъ самаго дорогого металла, можно, пожалуй, вид ть въ одномъ лишь единственномъ прим р въ клятв воиновъ Святослава 972 г. и да будемъ золоти, яко золото и своимъ оружьемъ ис чены будемъ Что обозначала эта клятва вопросъ, не разр шенный до сихъ поръ, т мъ бол е, что н которые списки даютъ и будемъ колоти, яко золото Видятъ зд сь и отражен е одного скандинавскаго предан я, но скор е тутъ смыслъ иной и, во всякомъ случа не государственнаго значен я. На Руси золото никогда не было главнымъ металломъ она выросла на серебр и потому золото, кром общечелов ческаго значен я, какъ самаго богатаго и дорогого металла, иного на Руси не им ло. Что же касается до чернаго воска въ печатяхъ, то это былъ тоже общеупотребительный въ истор и вообще составъ воска съ сажею, такъ какъ онъ отъ этого былъ мягче и оттискъ на немъ былъ зам тн е и рельефн е, ч мъ на б ломъ или желтомъ. Единственный изъ цв товъ этого течен я, который д йствительно на Руси былъ и, любимымъ и отличительнымъ б л ы й, но при объяснен и его отъ цв та од ян я св. Георг я Поб доносца онъ не можетъ быть принятъ. У св. Георг я ризы б лыя были общесвятительск я, а не ему лично принадлежащ я, и самъ онь, хотя и былъ однимъ изъ наибол е чтимыхъ святыхъ на Руси, но сталъ однимъ изъ патроновъ ея довольно поздно, уже въ Московскомъ Государств тогда какъ б лый цв тъ вообще издавна былъ въ особомъ почет на Руси. Такимъ образомъ, изъ всего сказаннаго, пока можно, мн кажется, сд лать выводъ, что комбинац я черно желто б лая не находитъ себ достаточно подтвержден й въ истор и жизни и духа русскаго народа, не даетъ намъ никакой общегосударственной символизац и и потому должна быть отвергнута. Къ совершенно инымъ результатамъ приводитъ разсмотр н е комбинац и цв товъ краснаго, синяго и б лаго. Изъ этихъ цв товъ красный, по истин можетъ назваться народнымъ, русскимъ цв томъ. Съ самаго перваго появлен я въ истор и нашихъ предковъ и вплоть до нашихъ дней, онъ всегда былъ наибол е любимымъ, наибол е характернымъ для Руси цв томъ. Въ язык онъ не только им етъ ц лый рядъ синонимовъ чермный, червленый, червчатый и т. д., не только массу другихъ отт нковъ, но еще обозначаетъ и прекрасный, красив йш й, торжественный, парадный. Стоитъ только вспомнить красная д вица, красное крыльцо, красный уголъ подъ образами, красный звонъ самый торжественный, въ отлич е отъ малиноваго особо музыкальнаго и др., чтобы вид ть его особое значен е въ русскомъ язык созданное, конечно, особой любовью къ нему. Коль красна милость въ вр мя скръби Пан. Ант. XI в. Просв ти очи мои, Христе Боже, и далъ ми еси св тъ твой красъный Поуч. Влад. Мон. Оумал ша красъная земли т. е. плоды Гр. Нак. XI в. и масса другихъ подобныхъ, доходящихъ до сравнен я съ солнцемъ, солнцеобразная краснолица я найдемъ мы въ древней письменности. Въ истор и мы видимъ уже въ древн йшую эпоху червленые щиты, какъ отличительный признакъ нашихъ первыхъ воиновъ въ Слов о Полку Игорев эти же щиты везд на первомъ план и кром того, у князя Игоря былъ чрьленъ стягъ, б ла хорогвь, чрьлена чолка, сребрено струж е храброму Святославичу При Грозномъ, при которомъ, какъ раньше я говорилъ, закончился первый актъ окончательнаго единен я Руси на древней основ его главное знамя, поднятое противъ враговъ креста Казанскаго царства, въ 1552 г. было красное, а то знамя писано по камк лудатной червчатой Д. Я. Самоквасовъ. Къ вопросу о государственныхъ цв тахъ древней Росс и. М. 19 10 стр. 6 7 Это знамя им ло такое значен е, такъ осторожно и бережно хранилось, что даже въ конц XVII в. оно было дано кн. В. В. Голицыну для возбуждавшаго больш я надежды злополучнаго Крымскаго похода 1687 года, ихъ великихъ государей полковое большое знамя съ которымъ прад дъ ихъ государей блажеиныя памяти велик й государь, царь и велик й князь оаннъ Васильевичъ всея Рус и ходилъ и взялъ Казанское царство оно же было опять дано въ 170 1г. гр. Б. П. Шереметеву, главнокомандующему въ Свейскомъ поход Въ настоящее время оно хранится въ Оружейной палат и если даже это лишь коп я XVII в., какъ предполагаютъ, все же оно даетъ намъ самое главное цв тъ красный. Въ той же Палат есть и другое, уже подлинное знамя, им ющее первенствующее во всей русской истор и значен е, знамя чисто русское, народное, знамя кн. Д. М. Пожарскаго, подъ с нью котораго онъ велъ нижегородское ополчен е на освобожден е Москвы и всего царства русскаго отъ иноземнаго владычества. И оно тоже красное. Зат мъ, два главн йшихъ знамени царя Михаила еодоровича, знамя перваго стр лецкаго полка и др. вс они красныя или червчатыя, или малиновыя. Въ вопрос фольклора любим йш й великорусск й цв тъ красный чуть не вся деревянная посуда, украшен я домовъ и полатей, женск е костюмы, праздничные мужск я рубашки, д вичьи уборы и ленты, шитье все основано на красномъ цв т или прямо красное. И многое еще можно было бы сказать въ пользу краснаго цв та на Руси, хотя бы то, что въ народ вс д вушки в нчаются въ красномъ и съ краснымъ платкомъ на голов Син й цв тъ, съ его разными отт нками голубой, лазоревый и др., также им лъ большое распространен е въ древней Руси. Такъ, наприм ръ, од ян е Спасителя, Бож ей Матери и многихъ особо чтимыхъ священныхъ и святыхъ лицъ, всегда сочеталось изъ синяго и краснаго цв товъ и Михаилъ Архангелъ, покровитель К ева, и св. Александръ Невск й, а часто и св. Георг й почти всегда од ты въ ризы этихъ двухъ цв товъ. Я уже не говорю о значен и синяго или голубого цв та, какъ цв та небеснаго въ области религ озной его и безъ того очень часто встр чаемъ на первенствующемъ м ст Въ обстановк жизни русскаго челов ка мы видимъ ценину голубую или синюю поливу въ кафляхъ, фаянсовыхъ и фарфоровыхъ сосудахъ и т. и. А ценина эта является спец ально русскимъ характернымъ производствомъ и цв томъ. Въ области другого спец альнаго русскаго производства, дорогого и изящнаго финифти, мы видимъ преобладающ й цв тъ син й. Въ посл днихъ раскопкахъ въ К ев найдена была эта финифть и приспособлен я для ея производства XI Х в. Съ начала своего расцв та, при оанн Грозномъ, финифть голубого и б лаго цв товъ и первый изъ нихъ не только проходитъ на первомъ план чрезъ всю истор ю русскаго финифтянаго д ла и при цар Михаил еодорович когда лучш е ювелиры были н мцы и потомъ, когда ихъ зам нили русск е мастера, и при цар Алекс Михайлович когда ему главнымъ соперникомъ явился, такъ полюбивш йся царю, цареградск й, т. е. восточный, зеленый цв тъ, и при цар еодор Алекс евич возстановившемъ голубую и б лую финифть, но даже въ XVIII ст., когда, разгромленное Петромъ, русское изящное искусство немного было ожило при Елисавет Петровн Возродившаяся при ней финифть, или лучше, уже эмаль, опять была двухъ цв товъ синяго и б лаго. Въ парод мы видимъ въ женскихъ костюмахъ, правда, въ бол е въ южныхъ областяхъ, преобладающимъ син й цв тъ и для сарафановъ и для паневъ также въ шить какъ я уже отм тилъ раньше, преобладаетъ сочетан е синяго и краснаго передъ другими. Въ Малоросс и же, въ особенности въ эпоху казачества и запорожцевъ, любимымъ и бол е важнымъ цв томъ костюмовъ былъ син й и жупаны, и казакины, и женск я платья, запаски, керсеты, и д вичьи плахты. Верхъ на казацкихъ шапкахъ также преимущественно былъ син й. Отголосокъ или пережисъ особаго значен я въ южной Росс и синяго цв та мы видимъ въ костюм и обмундирован и Донскихъ казаковъ. Въ общемъ, надо признать за синимъ цв томъ серьезное значен е въ истор и русской жизни, находящее себ историческое объяснен е. О б ломъ цв т говорить почти не приходится, настолько роль его очевидна въ русской истор и, въ особенности въ религ озной области. Являясь цв томъ Духа Свята знаменуя собою святительск я ризы, чистоту душевную и т лесную, ангельск й чинъ, онъ не могъ не быть особымъ цв томъ на Руси въ войн ли, или идя на казнь, или просто умирая, русск е над вали не только все чистое, но именно б лое. Причастницы д вушки шли къ причаст ю въ б ломъ Христовы нев сты. Особое значен е при постройк церквей им лъ б лый камень и не потому только, что онъ былъ довольно р докъ, но главнымъ образомъ за его натуральный цв тъ. Кирпичныя церкви б лились обязательно и раскраска ихъ явлен е уже проздн йшее, занесенное опять таки извн Шитье б лымъ но б лому было самое излюбленное и т. д. Этнографически мы видимъ б лый цв тъ въ мужскихъ и женскихъ костюмахъ въ Б лорусс и. Такимъ образомъ и этотъ цв тъ въ истор и Руси им етъ особое значен е. Но есть и сочетан е этихъ трехъ цв товъ задолго до Петра. Въ ювелирномъ д л въ д л украшен я драгоц нными камнями самыхъ дорогихъ предметовъ, мы видимъ на первомъ м ст красные камни рубины, красные яхонты, лалы, альмандины, г ацинты и т. п., син е сапфиры и син е яхонты и алмазы, т. е. б лые. И это сочетан е проходитъ черезъ всю старую Русь, до ея уничтожен я Петромъ. Чрезвычайно важно въ этомъ случа знамя, велик й стягъ оанна Грознаго 1560 г., на которомъ, по лазоревой тафт былъ нашитъ темносин й кругъ, а на немъ изображенъ былъ Спаситель, въ б лыхъ ризахъ и на б ломъ кон Кругомъ небесное воинство, въ б лыхъ же ризахъ и на серебряныхъ коняхъ. Надпись у лика Спасителя очень важна для насъ И облачены въ ризы б лы, очервлены кров ю Оружейная палата, X 406 1Это знамя даетъ намъ полную религ озную символику этихъ трехъ цв товъ красный кровь Господня, б лый святыя ризы, син й небеса. И на такой ихъ символик можно было бы построить все религ озносимволическое значен е и трехцв тнаго флага, при порядк цв товъ красный, б лый и син й, и такъ его строить. Но такое значен е мало бы давало для государственнаго смысла его, какъ флага Государства Росс йскаго, ибо оно знаменуетъ лишь общехрист анск й смыслъ этихъ цв товъ, одинаковый для вс хъ христ анскихъ государствъ. Между т мъ важно, чтобы символическое значен е цв товъ флага говорило бы о Росс и, объ ея истор и, истор и русскаго народа. И такое значен е эти цв та намъ даютъ вполн Вспоминая роль краснаго, синяго и б лаго цв товъ въ истор и русскаго народа, мы видимъ, что первый красный, принадлежалъ преимущественно Великороссамъ, второй син й Малороссамъ и посл дн й б лый Б лоруссамъ. Невольно напрашивается сопоставлен е съ главн йшим, посл днимъ титуломъ царей русскихъ всея Велик я и Малыя и Б лыя Росс и Самодержецъ А если вспомнить откуду изыде русская земля то увидимъ, что первый центръ ея былъ Новгородъ, т. е. Великоросс я, второй К евъ. Малоросс я, и трет й Смоленскъ Б лорусс я, и на этихъ трехъ точкахъ опоры и создалась руская земля, русское, т. е. славяно русское государство. Итакъ, эти три цв та, въ порядк красный, син й, б лый, разскажутъ намъ всю нашу истор ю, покажутъ намъ корень земли русской, ея ув нчан ную вершину, ея православ е. Таковъ долженъ быть, по моему, нашъ нац ональный флагъ, истинный нашъ arme раrlante. Теперь возникаетъ другой вопросъ. Если признать за русск й государственный флагъ сочетан е этихъ трехъ цв товъ, то какого типа можно было бы проектировать наше Государственное знамя, прим нительно и къ этому флагу и къ различнымъ главн йшимъ символамъ и эмблемамъ русской истор и Позволю себ предложить сл дующ й проектъ 1Русское Государственное знамя должно непрем нно им ть въ основ этот же трехцв тный флагъ. 2. Съ одной стороны его, на красно сине б лыя полосы долженъ быть нашитъ двуглавый орелъ, какъ принятый и уже обычный и традиц онный гербъ Росс йск й. Появившись у насъ въ эпоху паден я Визант и, этого древн йшаго оплота христ анства и православ я, им вшаго такого же орла и заключающ й въ себ идею насл дован я Росс ей христ анскихъ зав товъ Визант и, онъ не можетъ быть отринутъ. Но типъ его долженъ быть архаичнымъ, т мъ, какимъ онъ впервые появляется у насъ на печати 1497 г. Мало того, какъ появивш йся въ Росс и еще раньше этого, на монетахъ Золотой Орды, онъ можетъ также знаменовать собою и моментъ освобожден я отъ долговременнаго и тяжелаго ига и полное подчинен е себ этого, н когда громаднаго и могущественнаго, царства, влад вшаго всей Восточной Росс ей, Поволжьемъ, Кавказомъ, Крымомъ и отчасти Литвой. Въ его двуглавости можно вид ть теперь и д лен е нашего государства на Европейскую и Аз атскую Росс ю, крупн йшее д лен е, какое только можно сд лать. Цв тъ его можетъ остаться чернымъ, ибо этотъ цв тъ присущъ живымъ существамъ, а въ геральдик фигурамъ изъ живыхъ существъ придавался обыкновенно натуральный ихъ цв тъ. Но, если держаться ближе къ геральдик то можно было бы сд лать его золотымъ, т. е. желтымъ. Сл довало бы между головами его пом стить восьмиконечный крестъ, какъ мы это часто видимъ на памятникахъ ХVII в. Онъ придавалъ бы особое значен е его происхожден ю, въ прим нен и къ православной Руси. Коронъ надъ головами орла надо бы оставить три, но типъ ихъ взять другой, а не теперешн й. Но. какой же именно Если мы теперь попробуемъ слегка взглянуть на истор ю властелинскаго головного украшен я въ истор и Руси, то увидимъ, тамъ три ихъ тина. Древр йш й колпакъ, шапка ее мы видимъ въ Изборник Святослава 1073 г. на голов у князя, на фрескахъ К ево Соф йскаго собора, на икон Ярослава, въ сodex Gertrudiana у Ярополка Петра уже им ющей бол е сложный видъ на портрет Васил я оанновича и др., зат мъ ту же шапку, но характера, такъ называемой Мономаховой, у царя Михаила еодоровича и его преемниковъ, до Петра включительно. Посл него этотъ типъ исчезаетъ. Второй типъ зубчатая корона, принадлежитъ, главнымъ образомъ, XVI ст. и видна у оанна Грознаго въ Царственной Книг а также на н которыхъ монетахъ Тверскихъ того же времени. Трет й типъ современный, появляется впервые на голов Екатерины I, когда Петръ короновалъ ее и, будучи въ сущности, женской короной, утверждается, благодаря царствован ю въ XVIII в. преимущественно императрицъ, навсегда. Отсюда несомн нно, что короны надъ орломъ должны быть типа шапки или Мономаховой, или царя Михаила еодоровича. И эта зам на т мъ бол е им ла бы свой raison d etre, что три короны надъ орломъ, согласно показан ямъ документовъ XVII в., обозначали царства Сибирское, Казанское и Астраханское. Теперь такое ихъ значен е уже не можетъ им ть той важности, какъ въ XVII в. Для средней короны подходила бы шапка Мономаха, символизируя Великую Росс ю Великоросс ю для двухъ другихъ всего лучше подошли бы шапки царей оанна и Петра Алекс евичей, ибо окончательное, письменное, подтвержден е возвращен я Росс и навсегда К ева и Смоленска состоялось при заключен и в чнаго мира съ Польшей въ 1685 году, при этихъ царяхъ. 3. На другой сторон на т хъ же полосахъ, лучше всего было бы изобразить св. Георг я Поб доносца, какъ патрона Ярослава Мудраго, во св. крещен и Георг я, который первый собралъ во едино древнюю Русь и, вм ст съ т мъ, какъ патрона Москвы, закончившей собиран е Руси и основавшей Росс йское государство. 4. Навершье восьмиконечный, древн й русск й крестъ. 5. Древко хорошо бы сд лать двуцв тное, въ шашку чернаго и золотого цв товъ, равно какъ и ручки его. Эти цв та, будучи цв тами Императорскаго штандарта, лучше всего выражали бы поддержку и укр плен е русскаго знамени. Яблоко подъ навершьемъ серебряное. 6. Ниже навершья можно пустить ленты съ оффиц альными датами, прибавивъ еще н которыя. Такимъ образомъ даты эти могутъ быть 862 г. начало истор и Росс и, 988 г. крещен е Руси, 1036 г. первое ея единен е, 1497 г. принят е двуглаваго орла для герба, 1547 г. второе объединен е Руси и титулъ Царя всея Рус и 1653 4 г. и 1656 г. окончательное объединен е Руси на исторической основ и титулъ Царя всея велик я и малыя а зат мъ и б лыя Росс и и 172 1г. принят е титула Императора. Такое знамя д йствительно должно было бы быть установлено разъ навсегда, а не м няться при каждомъ новомъ царствован и. Только будучи постояннымъ, оно и можетъ всегда олицетворять свое государство. Наконецъ, знамя должно быть легкое, шелковое, ибо вс паши древн я царск я знамена были тафтяныя или изъ камки. Будучи таковымъ, оно д йствительно могло бы разв ваться по воздуху, являя вс мъ свои эмблемы. Парчевое же, какъ теперь, тяжелое, всегда находится въ складкахъ. Чтобы показать свои эмблемы, оно должно быть каждый разъ наклоняемо, а наклонъ Государственнаго знамени д йств е слишкомъ важное, чтобы можно было прим нять его какъ попало. В. Трутовск й. Хранитель Оружейной Палаты.
| ||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |