| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция XXII. Начала геральдики в России и ее составные элементы. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция XXII. Начала геральдики в России и ее составные элементы.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 279-295 Аннотация: Лекция XXII. Начала геральдики в России и ее составные элементы. Заключение. Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 63483 знаков (с пробелами)
Лекция ХХП На а.,а 1сра. 1ь, 1шщ в Россш 1ц се состав 1с э. 1е снты.З аклю шшс. Итак, с одлежит сом ени о, что наша русская геральдика слагалась под влия ием Запада и, главным образом, Польши, ю также, как и в других европейских странах, она получнла и у нас свои особе 1ости, заимствоваш,ые из местных ку ьтурноисторичсских условий. Хотя понятие о r Србе срешло к нам из Польши и Литвы, 0 идея, лежавшая в ос 1юве польской геральдической системы, не могла найти у нас ол 1юго римс е ия уже и отому, что наша русская геральдика имела и свои чисто русские источники, а именно древние з аки, или з аме а, служившие для оэ аче ия родовых владс ий и перешедшие затем в печати и, ако ец, в гербы княжеских родов Элементы первобытной геральдики в виде особых знаков для узнавания друг друга в бою, а также для обоэ аче ия раз ых видов собственности, существовали издавна и у нас, как и у других народов Востока и Запада. Так, например, в новгородской летописи под 10 16 годом приводятся слова Ярослава к дружине Знаменаитеся. повивайте себе убрусы lолову новzородская 1летопись 10 16 1ода Без сом е ия, существовали и другие отличительные боевые знаки, как, например, червленые щиты русских воинов, упоминаемые в Слове о полку И 1ореве и т. п. В другой летописи упоми ается о том, что Ловнща Великой княгини Ольги суть по всей земли знаменья и месты, и повосты Повесть временных лет 947 год Издавна принято было на Руси 6. обозначать межевые грани земельных владений особыми знаками как, например, топор, лук, вилы, борода, косы, мотовило и т. каковыми изобилуют наши древние писцовые юшги. Знаки подобного рода встречаются у нас и на монетах. Известны например, такие родовые знаки на монетах Владимира Святого и его сыновей Святополка и Ярослава Древний княжеский быт недалеко уходил тогда от быта простонародья тех времен. Как князь, так и смерд имели одинакового рода собственность, заключавшуюся в скоте, скирдах, хлебе, бортях пчел и т. п. На эти предметы являлась надобность класть знак, указывающий на их принадлежность, отсюда и произошли созданные самои жизнью знамена, резы и пятна, применявшиеся на всей собственности князей и распространявшиеся и на чеканившуюся ими монету. Наконец, и у нас, на Руси, существовали с древнейших времен шлемы, щиты, кольчуги и другие принадлежности боевого вооружения. Однако из всех этих перечисленных нами элементов, в силу особых условий нашей культуры, не выработалось геральдических форм в виде наследственных гербов, как мы это видели на Западе. Боевыми символами являлись у нас исключительно священные изображения, помещавшиеся на военных знаменах, а иногда и на шлемах военачальников каково, например, изображение Св. apxuсmpamuia Михаила на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича или же изображение так называемого Д euсyсa моления и святых на княжеской боевой шапке византийского типа XIII века Таким образом, на боевом оружии наших князей светские эмблемы, в силу религиозных взглядов, ризнавались неуместными, таковые допускались иногда на 1Этот родовой знак на монетах Владимира Свято 10 имеет фор., 1у трезубца с кресто,ч над средней с 10 1epmoi 1знак этот на монетах е, о сыновей пре ставляет незначительные из, 1енения, которым исследователи приписывали значение так называемых геральдических l 1ris rrJ. См. статью А. В. Орс,иникова Новые атсриалы по вопросу о за 1адо 1 ных фшурах на дрсвнеi 1ш х русски., онетах Apxсo. 1onl teскuс Известия 1894, Ni. 10 При,и. 0. В. Арсеньева 357. княжеских печатях, хотя и на этих последних все же преобладали священные изображения2 Как мы уже заметили выше стр. 106 в нашей русской геральдике печати предшествовали гербам, и поэтому изучение чисто русских источников некоторых наших гербов более древнего происхождения находится в теснейшей связи с русской сфраzистикой Следя за историей наших печатей, государственных и частных лиц, мы постепенно приближаемся к zербу, т. е. печати с признаком наследственности, каковой появляется у нас для частных лиц не ранее эпохи Петра Великого. История русскоzо zосударственноzо zерба тесно связана с историей печатей московских государей, служивших первоначальным его проявлением. Употребление печатей на Руси вообще восходит до отдаленных времен договоров древних руссов с греками. Упомянутый нами обычай ставить знаки собственности на великокняжеских монетах перешел и в более позднюю XN XV века эпоху, но только родовой. знак заменился изображением перстенной. княжеской. печати, которая вырезывалась на монетном штампе, вокруг коего прибавлялась надпись Печать князя или великого князя и отчеканивалась на монете. Печати, употреблявшиеся удельными и великими князьями Древней Руси, изображали чаще всего лик Спасителя, Богоматери с Младенцем или же особенно почитаемого святого, обыкновенно соименного князю, владетелю печати. Но вообще все дошедшие до нас печати русских князей татарского периода носят весьма разнообразный и случайный характер, что объясняется отсутствием в те времена понятия о наследственной эмблеме или гербе. В XIV XV веках Причины такой исключительности следует искать отчасти в са, 10, 1характере нашего древнерусского искусства. имевшего иск, 10 1ите, ы 10 ре, 1и 1иозны церковный характер. В Пf ОТИВОПО, ОЖНОСТЬ западному. Так, напрю 1ер, на Западе средневековая архитектура изобилует изображения ш животных и разных 1удовищ в виде наружных прилетов tia хра ах и др. зданиях, у нас же такие изображения запрещаются, е только в церквах, 0 и на воротах домоu. См. Ф. И. Буслаев. Со 1и ения, т. 1стр. 28, изд. 1908 г. При. О. В. Арсеньева 358 печати не имели еще того значения, которое 0 и стали получать позже, начиная с Иоанна III, при котором понятие о государственности, а в связи с ним и наглядное представление о неи в форме герба, получили большее развитие. Каждый князь, властвуя в своем уделе, имел необходимость в печати, которой он утверждал как свои договоры с Москвой и иными городами, так и акты своих подданных. Если печати эти, первоначально произвольные, часто видоизменялись, если нельзя положительно сказать, что все они перешли в гербы, тем не менее было явлением совершенно естественным, что удельные князья, утратив свою самостоятельность и заняв в рядах московских служилых людей самое почетное место, по обычаю, существовавшему издавна, сохраняли в печатях своих изображения, которые были первоначально эмблемами их владения тем или другим княжеством и получали затем наследственный характер герба. Таким образом, печати предшествовали у нас фамильным княжеским гербам, появившимся гораздо позднее. Самостоятельные области, Новzородская и Псковская, также имели свои собственные печати, еще до присоединения их к Москве3 Впоследствии каждая присоединенная к Московскому государству область получала свою особую, путную печать для актов, исходивших от государева имени, из разных путеи центрального управления Отсюда понятно, что и такие завое 1Первоначально пе 1ать Велш,0 10 Нов 1Орода нмела изображение ос свых ступснси, с положснны, на них посохо, архиепископа и надпнсыо Господина Всл ко 10 Нов 1орода Впоследствнн к этому основному изображению были прибавлены медведь и собака, на пе 1атн Грозного, с надписью Пс ать на. сстн ка Велико О Нов 1Оро, 1а рис. 1и, наконец, в XVII в. два медведя и внизу две рыбы на царскоч покровце и тарелке царя Алексея Мнхайлови 1а рис. 2, 3. Любопытно, 1то в Га.wбур 1с, в числе других гербов городов Ганзс ско 10 союза, сохранился древний герб Всл ко 1О Нов 1Орода с изображением 10 лов,юи фшуры вс, 1t 1ко 10 князя в Моно. аховой. шапке. Герб э,0 1 ко е 1но иноземного происхо дення н у нас, по внди 0 1у, прнменен не получил. Герб псковский бе 1ущш 1вправо барс изображен так же на печати Гроз оrо рис. 1и на тарел 1е царя Алексея Мнхайлови ш рнс. 4 По мненнюЛакисра, эмблема псковского герба 1анзс СК О происхождения При 0. В. Арссныоа 359 вания, как Смоленск, царство Казанское и царство Астраханское, по примеру Новгорода и Пскова, получали немедленно же свои особые печати. В этом отношении весьма замечательна сохранившаяся до настоящего времени большая печать Ливонской зе, ли на акте 1564 года. Печать эта прекрасно выполнена и замечательного рисунка. Двуглавый русский орел с московским всад lиком на груди попирает ногами два геральдических щита, на одном из которых литовская Поzонь, а на другом меч крест накрест с ключом. Из официального летописного объяснения мы узнаем и причину помещения этих гербов. Того лета 1564 говорит летопись, повеле царь и Великий князь сделати печать в свою вотчину, Вифляндскую землю, в град Юриев, а на печати клеймо орел двоеrлавыи, а у орла, у правые ноги zербы, печать магистра Ливонского, а у левые ноги гербы, печать Юриевскоrо бискупа Государственная печать, или zерб Московскоzо zосударст ва, установилась, как известно, при Иоанне после брака его с греческой царевной Софией Фоминичной Палеолоr, из последнего императорского рода Византии. Печать эта двухсторонняя на одной стороне ее изображен скачущий вправо крылатый всадник, который поражает копьем змея, на другой стороне изображение двуглавого орла с опущенными распласташrыми крыльями и с короной на каждой голове. Иэ этой первоначальной государственной печати, через частичные видоизменения и дополнения ее, постепенно слагался российский государственный герб в его нынешнем виде. При отсутствии у нас до конца XVII века гербов у частных лиц можно рассматривать наш государственный герб с входившими в его состав областными печатями или гербами как полное отражение нашей русской государственной геральдики в эту первоначальную ее эпоху. Русская Истори lсская Биб.шотска т. III. стр. 230. Снимки 1ревнейших русских печатей. М., 1882. Т б. 67. См. Л ха 1сва Дс. 10 о приезде в Москву Антония Посссв 1та СПб., 1903, стр. 129 Пр 10. В. Арсеньева 360 Важнейшим видоизменением двухсторонней печати Иоанн а III были соединение в одно обеих составных частей ее, т. е. всадника стали изображать на щитке, на груди орла, что и дало печати характер законченного герба. Впервые печать и золотые монеты с таким соединением встречаются в царствование Иоанна IV Грозного. Затем мы видим печати с таким же соединенным изображением орла со всадником в царствование Федора Иоанновича, обоих Лжедмитриев и царя Михаила Федоровича. Из частных дополнений герба Иоанна III важнейшее состояло в том, что вокруг двуглавого орла стали изображать гербы главных областей, присоединенных к Московскому государству. Первый пример герба с таким дополнением сохранился на печати царя Иоанна IV Грозного, которая находится при грамоте первого Лжедмитрия к его тестю Юрию Мнишеку. На этой печати вокруг двуглавого орла с всадником на груди изображены печати или гербы областей Казанской, Псковской, Тверской, Пермской, Болгарской, Черниговской, Нижегородской, Вятской, Юrорской, Смоленской, Астраханской и Новгородской рис. 1 При царе Алексее Михайловиче в большой государственной печати гербы отдельных областей заменены более общими эмблемами, именно на правой стороне изображены три городка и над ними буквы В. М. и Б., т. е. Великая, Малая и Белая Россия, а на левой стороне от орла другие три городка с буквами В. З. и С., т. е. Восточная. Запащшя и Северная страны. Под орлом помещен эмблематический знак отчuча и дедича два прапора, между которыми помещены в столбе четыре равноконечных крестика охраняемый с каждой стороны пятью вооруженными Над орлом уже на государственной печати Иоанна Грозного появляется посредине корона, которая, однако, становится постоянным атрибуто. двуглавого орла лишь со времени царя Михаила Федоровича. В окружной царской грамоте 162j г. о сдслании ново осударствсннои пс 1ати изд. в 1III, No 70, Собрание 1осударствснных 1рамот и доюворов говорится А что у нашей прежней печати были промеж 1лав орловых слова, и ныне у новыя нашея печати слов нет. а над 1лава ш у орла коруна Таким образом, с этих пор орел получает три коро ы Прим. О. В. Арсеньева 36 1 Рис. Рис. 2 Рис. З Рис. 4 362 Рис. 5 воинами. Над орлом три короны, которые, по официальному объяснению того времени, обозначали три великих славных царства Казанское, Астраханское и Сuбирское 6 Упомянем о другом варианте государственного герба, сделанном при Иоанне IV Грозном, он состоял в присоединении к Уrлавому орлу единороzа, особенно на двухсторонних печатях7 При этом на одной стороне печати изображался орел со всадником на груди, а на другой стороне орел с фигурой единорога вместо всадника Такая усложненная форма герба встречается и в царствование Бориса Годунова, и царей Михаила Федоровича, и Алексея Михайловича. Мы уже упоминали о том, что единорог является эмблемой на частной печати Иоанна Грозного. При царе Алексее Михайловиче, при геральдизации государственного герба, решительное предпочтение дано было изображению всадника, и с этих пор эмблема единорога исчезает отсюда окончательно. Та же форма и те же изображения, какие находились на большой печати царя Алексея Михайловича, сохранились также на государственных печатях Федора Алексеевича и первых годов царствования Петра. Гораздо полнее атрибуты в государственном гербе, приложенном к дневнику иностранца Корба, бывшего в России в конце XVII века, здесь мы видим на груди орла московский герб, на правом крыле его знамена 6 См. статьи наказа. данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу в 1667 г., изд. в ч. IV, 57, Собрание 10сударствснных 1ра. от II до 1оворов Три короны, вен lающие двуглавого орла, при IJape А,ексее Михайлови rе стали по форме ближе подходить к шапке Мономаха Прш 1О. В. Арсеньева С 1рис. 5 Прш 10. В. Арсеньева 363 киевское, новгородское и астраханское, а на левом владимирское, казанское и сибирское. Вокруг всего герба на особых щитках 26 других гербов областей и городов, упоминаемых в титуле русского царя, ему принадлежащих, равно и тех областей, на которые Россия имела притязание рис. 6 По мере увеличения пределов России должны были изменяться и гербы, окружающие двуглавого орла, гербы городов, прежних столиц княжеств, уступили место гербам отдельных царств и государств, присоединенных к России. В настоящее время на правом крыле орла в государственном гербе помещаются гербы царств Казанского, Астраханского и Сибирского, а на левом царств Польского, Таврического и Великого княжества Финляндского. В большой же государственной печати, кроме того, вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей. Три царские короны, венчающие двуглавого орла, при Петре 1 изменены были, с принятием им императорского титула, в императорские. Кроме государственной печати, весьма важный материал по изучению вопроса о возникновении областных и городских гербов представляют Снимки с древних русских печатей, изданные Комиссией печатания zосударственных zрамот и доzоворов при Главном архиве Министерства иностранных дел а также помещенные в Сборнике с древних печатеи. Московскоzо архива Министерства юстиции изданном Ивановым. В приложении приводим интересную в этом же отношении архивную роспись 1656 года печатей сибирских 20 родов с описанием их гербов времени царя Алексея Михайловича 8 Замечателен также для государственной геральдики XVII века сохраняющийся в Оружейной палате царский саадачный покровец 6356 В середине его вышит волоченым золотом и жемчугом двуглавый орел с московским гербом на щитке, вокруг покровца, на красной атласной кайме, в щитах, обнизанных 8 Документ этот любезно сообщен нач А. В. Орешниковы. 1Пр 1 Ю. В. Арсеньева 364 Рис. 6 жемчугом, вышиты гербы казанский, астраханский, сибирский, новгородский, псковской, тверской, пермский, вятский, болгарский, нижегородский, рязанский и ростовскиЙ9 Наконец, заслуживает внимания сохраняющаяся там же тарелка царя Алексея Михайловича Древности Государства Мы даем взяn, 1е с этого покровца рис. 1изображения гербов рис. 3 нов 1ородд о 10, рис. 7 сибирсхо 10, рис. 8 твсрско 10 и рис. 4 псковско 10. Лакиер ошибочно считает этот покровец принадлежащн. 1к трону царя Михаила Федорови а. В описи 1687 г. он значится как покровец саада ный большою наряда и, следовательно, никакого отноше ия к оз а 1ен ому царскому трону е имеет Прuм. Ю. В. Арсеньева 365 Россиискоzо Отд. V, 42 на ней также изображены финифТЬю в середине государственный герб, а по краям, в орнаменте, 16 гербов, каждый в особом щите. Гербы главных княжеств в том числе Смоленского изображены здесь в больших щитах, под особыми коронами рис. 3 а гербы второстепенных в малых щитах. Здесь видна уже попытка изобразить гербы в красках, чего прежде не было см. также рис. 8, 10, Из всего сказанного становится ясным, что историческим началом русской геральдики следует признать постепею 1ос развитие zосударственноzо ерба и rеральдизацию вошедших в его состав областных печатей, которые отчасти вошли затем и в княжеские гербы. Орел в русском государственном гербе с конца XV века есть двуглавый, черный, изменялось лишь положение крыльев его. На печати Иоанна мы видим его с опущенными крыльями. Такая форма их оставалась без изменения до конца XVI века, затем орел с распущенными крыльями появляется на некоторых печатях Лжедмитрия, но в гербе времен царя Михаила Федоровича они опять спущены. Наконец, в царствование Алексея Михайловича, когда окончательно сложился наш государственный герб, орел стал изображаться с распростертыми крыльями. В конце XVII века геральдический тип двуглавого орла является уже вполне выработанным, таковым мы встречаем его, например, на стрелецком знамени конца XVII века 4 143 хранящемся в Оружейной палате, здесь орел весьма приближается по своему типу к нынешнему, и в рисунке, и окраске его заметен уже геральдический отпечаток так, например, вооружения орла имеют особый цвет Орел изображен здесь без сердЦевоrо щитка рис. 26 на стр. 353 Из других дополнеt ий государственного герба укажем еще на то, что с Великого князя Василия Иоанновича главы орла стали изображаться с открытыми клювами и с выдающимися из последних языками и что со времен царя Михаила Федоровича в лапах орла стали изображать иногда скипетр и державу это, впрочем, не считалось существенным даже при царе Алексее Михайловиче 366 Что же касается всадника в московском гербе, помещаемом на груди орла, то в изображении такового долгое время существовала неустойчивость, всадник, колющий змия, изображался в различных одеяниях, обращенным чаще влево геральдически но иногда и вправо. Притом и самое значение его бывало еще тогда различное, так, например, он часто олицетворял самого великого князя или его наследника 10 l.Japь Алексей Михайлович, выписав из Австрии императорского герольдмейстера Лаврентия Хурелича, поручил ему точнее формулировать русский государственный герб. В 1667 году для скрепления мирного Андрусовскоrо договора с Польшей сделана была новая большая царская печать и вместе с тем издано узаконение, разъясняющее значение изображенного на ней государственного герба, которое мы уже приводили вы ше. Таким образом, мы видим, что государственная печать московских царей слагалась 10 До самого конца XVII в. изображение всадника в гербе никогда не признавалось у нас за изображение Св. Гсоршя. но известно было под просты r название сздца ездока Лакиср считает вероятным заимствование изображения этого скачущего всадника в первоначальной его форме, т. е. с занесенной в руке саблей, из литовского герба По 1они с которым он имеет весьма много общего. Этому заимствованию мог способствовать брак Великого князя Василия Дмитриевича на литовской княжне Софии Витовтовне. См. Лакиер А. Б. Русская 1еральдuка стр. 7 8 За 1оскин История права Московско 10 1осударства стр. 20 1202 При, Ю. В. Арсеньева 367 Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10 Рис. путем чисто историческим и развилась в zерб под западным влиянием. Ознакомившись с историей нашего государственного герба, нам остается сказать еще несколько слов о развитии у нас понятия о частном zербе. Здесь мы также встречаем первоначальную сфраzистическую эпоху, предшествовавшую zеральдической. До нас дошел длинный ряд печатей наместников, воевод, судей, писцов, губных старост, городских приказчиков и т. д., свительствующий об употреблении на официальных актах по должности личных печатей самых разнообразных изображений. В этом числе мы встречаем печати нескольких больших дворецких, т. е. начальников Большого Дворца, каковы, например, печати боярина Никиты Романовича Юрьева Сборник снимков Древних печатей Иванова, 100, 1565 г. князя Ф. И. Хворостинина ibld 6, 1576 г. боярина Гриzория Васильевича Годунова 132, 143, 1586 1994 г. перешедшая по наследству и его брату Степану Васильевич.у Годунову 1605 г Особое значение имели печати царских послов при посольских съеэдах с иноземцами. Некоторые документы при этом печатались частными печатями русских дипломатов, высланных на съезд. Печати эти, за полной произвольностью изображений на них, предварительно показывались государю. Такие печати мы видим, например, на договорной записи, заключенной со шведами в 1585 году на посольском съезде на реке 368. Нарове, их три, по числу послов. На печати князя Федора Дмитриевича Шестунова Ярославскоzо изображен конный стрелец с подробной подписью вокруг на другой печати, думного дворянина Иzнатия Татищева, изображение Самсона, раздирающего пасть льва наконец, на третьей, дьяка Петра Тиунова, ангел, ведущий за собой на цепи льва См. Снимки древних русских печатей., изданные Комиссией. печатания 20 сударственных zрамот и доzоворов 86 88 Заметим, что еще с конца XVI века представители некоторых княжеских наших фамилий под несомненным влиянием Польши начинают пользоваться печатями с эмблемами геральдического типа. Как известно, князь Андреи. Михайлович Курбскии. Ярославскии., бежавший от Иоанна Грозно 10 в Литву, геральдизировал свою печать, которая утверждена была за его родом польским королем это так называемый герб Лев, в котором этот последний изображен восстающим и обращенным вправо, в червленом поле Позднейшее объяснение этого герба, данное в XVII веке Окольским, едва ли может считаться достоверным, ибо, как мы видели, гербы литовских и русских княжеских фамилий Великого княжества Литовского обыкновенно не давались вновь, а лишь утверждались за ними королями польскими. Но помимо это 10 примера, который может быть признан исключительным, мы имеем еще и другие. Так, например, нам известно, что в 16 году князь Федор Иванович Мстиславский. пользовался печатью, резанной для него, вероятно, каким нибудь иностранцем, по всем правилам zеральдики. Мы видим здесь в гербовом щите коронованного льва, а над щитом буквы F. D. С. D. М., обозначающие, по объяснению Н. П. Лихачева, что Мстиславский был Dri gratia dux iz Печать эта приложена к ответной грамоте, писанной от управлявших государством бояр к польскому королю Сигизмунду в январе 16 года 13 Другая известная нам печать геральдического С 1Hпb rz Nyссr., 1a l.irlшskiсgo Kojaloшiaa изд. Пскос 1ск 1 стр. 144 При. Ю. В. Арсеньева Божьей ш.,остью князь лат 369 типа принадлежит знаменитому князю Дмитрию Михаилови чу Пожарскому Стародубскому и относится к 16 12 году. На пей мы видим rеральДИ iеский щит в виде картуша с изображением одноглавог о орла с поднятыми крыльями, обращенного влево и клюющего мертвую голову Снимки древних русских печатей изд. 1882 г., 90 Такая печать имеет совершенно случайный характер, не соответствуя знамени Стародубко о княжества, изображавшему старый дуб. Эту последнюю эмблему мы встречаем в другой, позднейшей печати князя Михаила Гриzорьевича Ромодановскоzо Стародубскоzо 1689 г. дуб, под ним медведь, влево идущий 14 Но подобных, известных примеров мы могли бы привести еще несколько. Вообще следует заметить, что выбор эмблем на русских печатях XV XVII веков поражает своим разнообразием и часто полной неожиданностью, эмблемы эти имеют в большинстве своем случайный характер. Это объясняется тем, что печати Московской Руси не были гербами и не претендовали даже на такое значение. В то время, говорит наш ученый исследователь Н. П. Лихачев 1как западная европейская сфрагистика тесно сроднилась с zеральдuкои и выработала целую систему правил о типах, форме, величине печатей, русская сфрагистика не поддается систематизации. Мало того, в этой сфрагистике мы видим полное отсутствие того консерватизма, того пристрастия к старым формам, в которых так часто и нередко произвольно упрекают допетровскую Русь. Московское правительство и его чиновники быстро забыли византийские предания, заметные в древнейших печатях. Напе 1ат. в Собрании государственных грамот и договоров 222. Любопытна также гербовая пе 1ать, приложенная к свидетельству самозванца, Тимошки Акиндинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского, князя Ивана. К свидетельству этому, данно, 1у нм в Венеции в 1648 г., приложена пе rать с изображением фантастн rескоrо герба, заключающего эмблемы ездеца льва, креста, стрелы, звезды, лука и подсвечника. Там же, ч. 132 Пр м. 10. В. Арсеньева 14 bid., 100 Прим. Ю. В. Арсеньева Дело о приезде в Москву А. Посссвина стр. 139 и с.лед. Пр 1 Ю. 8. Арсеньева 370 В частных печатях мы видим невозбранное привнесение всяких новшеств. Старые геммы и разные домашней работы птицы и звери свободно заменились гербовыми щитами с произвольно взятыми эмблемами. Никакого сходства с позднейшими гербами мы не замечаем, дворянская zеральдuка искусственна сочинена была в исходе XVII века, и знаменитейшие деятели Московской Руси пользовались разнообразными печатями, не помышляя о родовых гербах. Мало того, такие роды, как, например, князья Глинские, как бы утрачивают у нас память о своем гербе Подобный отрицательный взгляд на сфраrистические основы русской геральдики находит fебе вескую опору в свидетельстве известного Котошuхuна, в его сочинении О России в царствование Алексея Мuхашювuча Свидетельство это для нас имеет тем большее значещ 1е, что автор, быв за границей, уже имел точное и верное понятие о гербах и прямо различает их от печатей. А кому царь, пишет он, похочет вновь дати боярство, и околничество, и думное дворянство из столников и из дворян, или дворянина из дворовых всяких чинов и из волных людей, и таким дает честь и службу по своему рассмотрению, кто в какой чин и честь годен. А грамот и гербов на дворянство их и на боярства никому не дает, потому что zербов никакому человеку uзложuтu не моzут, да не токмо кому боярину или иному человеку, не да 1отся гербы, но и сам царь гербом своим московским печатаетця на грамотах в християнские государства не истинным своим прямым, а печатается своим истинным гербом к крымскому хану да к калмыкам, так же и у старых родов князей и бояр, и у новых, истинных своих печатей нет, да не токмо у князей и бояр и иных чинов, но и у всякого чину людей Московского государства zербов не бывает, а когда лучитця кому к каким письмам или послом к посолским делам прикладывать печати, и они прикладывают у коzо какая печать прuлучuлась, а не породная гл. ст. 12 Нельзя, впрочем, вполне согласиться с вышеприведенным взглядом Лихачева, что вся наша дворянская геральдика в исходе XVII века была искусственно сочинена. После того как писал Котошихин, в царствов ание Феодора Алексеевича 37 1 распространение польских обычаев у нас заметно усилилось под влиянием южнорусской книжности, а может быть также и вследствие брака царя t Агафией Грушецкой, происходившей из польского шляхетства. К этому именно времени относится первое появление у нас гербов, которые по большей части заимствовались тогда из польских источников, как, например, из Гербовника шляхетскоzо, польскоzо и литовскоzо народа Окольскоzо, изданного в Кракове в 164 1году на латинском языке и появившегося тогда в Посольском приказе для справок. Подобное заи ствование польских zербов, как мы видели, было весьма распространено и в Литве, и южной Руси, и поэтому подражание таковому у нас являлось весьма естественным и ему недоставало только санкции со стороны высшей власти. В это же время и паши родовитые княжеские фамилии, происходившие от удельных князей, Рюриковичей, а также от Гедимина, стали употреблять на своих печатях гербы, образовавшиеся из древних княжеских зна,wен. Нам известно несколько подобных, вполне геральдических печатей частных лиц XVI века, которые заключают эмблемы, действительно перешедшие затем в наследственные гербы тех же фамилий. Таковы например, печати князя Василия Васильевича Голицына, 1684 г. nоzонь, обращенная влево, в польской стилизации князя Авраама Никитича Приuмкова Ростовскоzо, 1687 1692 г., в щите, увенчанном княжеской шапкой, бегущий вправо олень Алексея Петровича Салтыкова, 1684 г., в щите одноrлавый орел Прокопия Богдановича Возницына, 1688 г., в гербовом щите, с шлемом и намётом шествующий вол, последний повторяется также и в нашлемнике и др. 16 Мы встречаем также в это время гербы на некоторых ценных предметах утвари, как. например, герб князей Волконских с датой 1696 г. на серебряных братине и блюде 17 и т. п. 1См. Снимки древних русских пс 1атси изд. 1882 г., 93, 97 99 и др. Прим. О. В. Арсеньева 17 См. Художественные сокрови уа России 190j, вып. 1стр. 19 При. О. В.Арсеньева 372 Учреждая Герольдию по мысли барона fюйссе Петр Великий в своем указе упоминает о гербах как о чем то уже существующем у нас В архивах наших, говорит Лакuер, хранятся целые производства, возникшие тотчас после уничтожения местничества и сожжения разрядов, при представлении въезжими родами доказательств о благородном происхождении, дававшем им право на внесение в родословную книгу. Таким образом, в последней четверти XVII века учреждение гербов было уже в ходу, деления герба и лучшие геральдические сочинения были известны, и когда издавался указ, чтобы каждый б а2ородный имел zерб, цель законодателя была, наоборот, ограничить излишнее число гербов и противозаконное употребление их теми, которые не имели на это отличие права. А в 1722 году Петр Великий прямо говорит, что возводить в дворянство и жаловать гербом и печатью может один только государь. Тогда же установлена была им должность герольдмейстера. Есть положительные факты, которые подтверждают мысль, прямо, впрочем, вытекающую из слов указа, что Петр.Великий застал уже у нас гербы 18 В нашей геральдике позднейшего периода дворянские гербы действительно стали уже сочиняться более или менее удачно. Почтенная и.талантливая попыткаЛакuера установить при их систематизации твердые начала, основанные на происхождении русских дворянских фамилий, не может быть признана вполне удачной и применимой. Если первоначально известные правила при выборе гербовых эмблем и соблюдались, то впоследствии таковые были совершенно забыты и гербы у нас стали сочиняться совершенно произвольно и без всякого соблюдения геральдического стиля, представляя лишь продукт так называемой канцелярской геральдики. К таковой должны быть отнесены так.же в большинстве случаев и сочиненные в начале XVIII столетия графом Для изу 1ения нашей геральдики петровского периода имеет важное зна 1е ие рукописный Гсрбовн к Кня.зсва, сохраняю 1цийся в библиотеке Казанского университета Прюr. О В. Лрссньсва 373 Санти 727 г. гербы городов эа исключением лишь древних городских гербов, происшедших от печатей Задачей нашей русской геральдики в будущем, по нашему мнению, является rю мере возможности исправить допущенное безвкусие и выработать в наших городских и дворянских гербах при помощи художественной археологии более свойственные ей типы фигур, согласуя их, конечно, с общепринятыми геральдическими правилами. При составлении же новых гербов казалось бы возможным и допустимым применять у нас в таковых иногда некоторые русские эмблемы например, птицу сирина, zамаюна, барса, китовраса, различные фигуры, заимствованные из древнерусского военного и гражданского быта и т. п. наконец, некоторые священные изображения, столь употребительные у нас в старину, в д ревней стилизации Это дало бы русской геральдике свой оригинальный, и притом более обоснованный, национальный отпечаток. Подобные типы фигур могли бы заимствоваться нашей геральдикой из русских художественных памятников XVI и XVII веков, т. е. из той эпохи, ко 1Да у нас впервые стали вырабатываться геральдические эмблемы. Другую характеристичную особенность нашей геральдики могло бы представить более частое введение в нее, в виде гербовых фигур, различных родовых знаков и тамz для признаваемых в дворянском достоинстве фамилий монгольского происхождения, а также кавказских и других инородческих родов, как мы видим это например, в гербе киргизских князей Чинrисов20 Санти Франциск 1683 после 1764 граф один из ос,ювопо.,ожников оте 1ественной геральдики, итальянец по происхождению, приглашен в Россию Петром 0 Даем описание этого герба, Высочайше утвержденного в 1873 г. IQИT разделен на три части перпендикуляро 1В первой 1асти глаяе в черном поле, лук и стрелы как оружие, обы 1ное у киргизов. во второй правой нижней в азореRо., 1поле. серебряный знак Х та. а Чин 1исхана, указывающая происхождение княжес 10 10 рода от этого завоевателя, а в третьей части левой нижней в крас 0 1по.,е, ma. a Букеева рода золотая. I итодержателн воины в восто 1но вооружении Пр 1м. 10. В. Арсеньева 374 В заключение наших лекций не излишним будет привести взгляд одного из лучших немецких геральдистов, Сакена, на задачи современной геральдики. Гербы, вполне удовлетворяющие основным правилам геральдики, говорит он, встречаются в настоящее время весьма редко, в большинстве же их замечается отсутствие вкуса эпохи рококо и недостаток стиля последующего времени. Если же геральди 1а должна соответствовать своим существенным задачам и особенностям, то ей следует возвратиться к основным положениям и законам, и на этих исторических ее основах вырабатывать геральдическое искусство в духе лучшей эпохи его процветания. Для достижения этого следует, чтобы научное изучение гербов 2ербоведенuе и zеральдuческое искусство в точнейшем его смысле шли рука об руку. Первое должно разрабатывать законы и положения, разделять существенное в гербах от произвольных придатков и выяснять таким образом истинное значение и смысл геральдики. С этой целью гербоведение излагает историю развития геральдического искусства и указывает на значение фигур и их отношение к жизни. Таким образом, наука даст художнику материал в руки, ему же предоставляется задача усвоить идею и истинный стиль изображения и, вдохновившись ей, создать вполне геральдический и правильный рисунок герба
| ||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |