| ||||||
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||||||
» Библиотека › Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908) / Арсеньев Ю.В. › Лекция V. Рыцарство и причины, вызвавшие его появление. / Арсеньев Ю.В. | ||||||
Арсеньев Ю.В.
Лекция V. Рыцарство и причины, вызвавшие его появление.// Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году (1908)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. М.: Московский археологический ин-т, 1908. С. 59-70 Аннотация: Лекция V. Рыцарство и причины, вызвавшие его появление. Рыцарская служба. Духовные рыцарские ордена в Средние века и исторические сведения о них. Рыцарские ордена светского характера. Внутренняя организация и быт рыцарства Западной Европы. Об авторе публикации/статьи: Арсеньев Юрий Васильевич (1857—1919) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Арсеньева Ю.В.
в библиотеке найдено еще 25 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 43169 знаков (с пробелами)
Лекция У Рыцарство и прu шны. вызвав 1иис е 10 появлснuс. Рыиарская служба. Духовные рыuарские ордена в Средние века и истори 1ескис сведения о них. Рыцарские ордена светско 10 характера. Внутренняя ор 1анизаиuя u быт рыuарства Западной Европы. Бытовая история Средних веков особенно оживляется блестящим учреждением рыцарства. Действительно, рыцарство составляет одно из самых заметных явлений этой исторической эпохи. Здесь рыцарь является центральной фигурой картины, образцом для средневекового искусства, героем средневековой литературы, мы встречаем его на первом месте при каждом феодальном празднестве, на охоте, на блестящем турнире и на оживленном поле битвы. Происхождение рыцарства не может быть установлено никакой точной датой. В то время, когда в Риме правили цезари, зачатки этого учреждения уже существовали среди германских лесов. 06 этом мы находим намек у Тацита, который говорит, что у германцев юноши самого благородного происхождения не считали для себя унижением находиться в числе верных соратников какого либо знаменитого вождя, которому они посвящали свое оружие и свою службу Другое мнение высказывает Дю Канж, усматривающий начало рыцарства еще в римскую эпоху. В подтверждение своего взгляда он приводит несколько цитат из Кассиодора из которых можно заметить некоторую аналогию между обычаем посвящения в воинское звание у римлян и рыцарским посвящением Средних веков. Наконец, некоторые исследователи старались доказать, что рыцарство создалось под сильным влиянием 1Кассиодор ок. 487 ок. 578 гг. писатель, автор Истории готов 73 Востока, проникавшего в Западную Европу сначала через испанских мавров, а впоследствии, в эпоху крестовых походов, и непосредственно. Но несомненно, самым верным и обоснованным является мнение, что рыцарство создалось на почве германских нравов и общественных отношений феодальной эпохи в Европе. Сначала незаметно, но приобретая твердое основание в средневековом быте, рыцарство росло и развивалось среди бурных волн, которые пронеслись над Европой после падения Западной Римской империи. В эпоху Карла Великого оно получило могучий толчок к дальнейшему своему развитию. В зто время сaba rii, или всадники, получали от высшей власти особый призыв служить в войске. В первоначальном своем виде рыцарство было тесно связано с военной повинностью феодалов. сaba rii в капитуляриях2 XI века и milites XI и XII веков были держателями феодальной земли, которые следовали за своим феодалом или государем на войну. Известное количество земли, соединенное с такой nовинностыо, называлось в Англии рыцарским феодом, или в Нормандии feudum loriсae, fiif de haubert, от кольчуги haubert которую обязан был носить в бою держатель такого земельного участка. Таким образом, подобное военное землепользование связано было со службой рыцаря. Эта служба заключалась в обязанности вассалов являться вооруженными и на коне. Будучи общей повинностью таковых, она не давала никаких прав на какие либо сословные преимущества. Но рыцарскую службу, основанную на феодальной повинности, следует тщательно различать от того особого рода рыцарства, которое, будучи независимым и добрQВОльным, являлось высшим военным достоинством. Этот род рыцарства стал развиваться лишь с того времени, когда феодальная система ленов начала уже клониться к упадку, а именно в XIII веке. Основанием такого личного рыцарства было свободное поступление на 2 Капитулярии за 1оны, издававшиеся франкскими 1оролями. 74 службу к какому либо феодалу или владетельному князю, обыкновенно с целью материального вознаграждения, но иногда и с бескорыстным стремлением приобрести славу и отличие в частых междоусобиях этих вождей. В первом случае, т. е. когда рыцари служи.ли за жалованье, они становились в буквальном смысле наемным войском того и.ли другого феодала. Чрезвычайное обеднение низшего дворянства, вследствие дробления ленов, а также щедрость богатых феода.лов делали эту вновь установившуюся связь по найму столь же прочной, как и прежняя, основанная на ленной системе. Младший сын, покидая отцовский лен, в котором имел ничтожное участие, мог приобрести славу и достиrнугь высшего достоинства на службе у могущественного феодала. Достигнуть рыцарства, не составлявшего прирожденного права, становилось для него целью его честолюбивых стремлений. Оно возвышало его общественное положение, сравнивая его по одежде, вооружению и титулу с богатыми и знатными феодалами. Этот класс благородных и доблестных рыцарей, служивших, хотя и за жалованье, но на самых почетных условиях, сделался весьма многочисленным в Европе в эпоху крестовых походов. Во время дальних войн, на которые обязательная феодальная служба не распространялась, богатые феодалы были вынуждены принимать на свою службу столько рыцарей, сколько им дозволяли средства, предоставляя последним и долю участия в военной добыче. В период крестовых походов институт рыцарства достигает полного своего развития как особый род личного дворянства, и хотя его первоначальное отношение к феодальному владению и не вполне исчезает в это время, но становится едва заметным при том блеске и почете, которые с этих пор отличают его. Духовные рыцарские ордена, образовавшиеся в эпоху крестовых походов, особенно содействовали к возвышению рыцарского звания. Сочетание церкви и рыцарства и войны с религией, говорит современный историк сantu, выразилось в учреждениях, которые были незнакомы народам прежних времен и находились в тес ои связи с крестовыми походами, а именно в рыцарских 75 орденах. Нигде рыцарство не являлось столь достойным удивления, как в этих военно религиозных учреждениях здесь оно принимало на себя отречение от всех земных привязанностей, от славы воина и от спокойной жизни монаха и возлагало бремя этих двух призваний на одного человека, обрекая его на опас ости битв и на служение страждущему человечеству. Еще с половины XI столетия итальянские купцы из г. Амальфи исходатайствовали у египетского халифа разрешение построить в Иерусалиме больницу во имя Св. Иоанна Предтечи, в которой призревались бедные пилигримы, совершавшие паломничество в Святую землю. Готфрид Бульонский и его преемники оказали щедрое покровительство этому учреждению, которое вскоре получило большое развитие. Петр Жерар, у роженец Прованса, предложил братьям, посвятившим себя служению при этой больнице, отречься от мира и принять монашеское одеяние с названием больн.ичн.иков3 Св. Иоанна hospitalitrs Папа Пасхалий II в 3 году утвердил устав нового ордена, который принял под свое покровительство, поставив во главе его Жерара. Правила ордена, кроме трех монашеских обетов послушания, целомудрия и нищеты, возлагали на братьев обязанности странноприимства и военного ремесла для защиты Иерусалимского королевства от неверных. Когда Саладин в 9 1году снова овладел Иерусалимом, рыцари Св. Иоанна были изгнаны отсюда, но удержались в пределах Святой земли, где им удалось овладеть Акрой и снова основаться здесь. Вытесненные и отсюда в 129 1году, они перешли на остров Кипр, а в XIV веке на Родос. Здесь они особенно прославились своей геройской борьбой с сарацинами и турками, продолжавшейся более двух столетий, и стали известны под названием родосских рыцарей. Наконец в начале XVI столетия, после славной защиты Родоса от турок при Сулеймане Великолепном в 1522 году, они принуждены были уступить превосходившим их силам турок и Современное наименование госпита, 1ьеры. Сулейман Великолепный 495 1566 турецкий султан с 1520 г. 76 удалиться на самых почетных для ордена условиях на остров Мальту, который был предоставлен им императором Карлом V. Дальнейшее существование ордена связано с этим островом, от которого он получил новое название мальтийский. Орден и здесь приобрел б.ольшую славу своей зашитой Мальты от турок в 1565 году, которые были отбиты знаменитым гроссмейстером Иоанном La Valette. Рыцарство всей Западной Европы стекалось на Мальту для поступления в орден, который стал в это время особенно могущественным. Он разделялся на восемь приоратов, по отдельным национальностям рыцарей. Приораты, в свою очередь, подразделялись на многочисленные командорства. К концу XVIII столетия Мальтийский орден стал оскудевать и клониться к упадку. В 1798 году, в эпоху Директории, французский флот под начальством Бонапарта овладел Мальтой. Изгнанные отсюда рыцари нашли убежище в России, где император Павел I принял на себя звание гроссмейстера Мальтийского ордена. Орденский костюм мальтийских рыцарей всех национальностей с древнейшего времени состоял из черной мантии с белым осьмиконечным крестом на левой стороне. Впоследствии они стали носить такой же крест из золота с белой эмалью на черной ленте. Знамя ордена было красное с серебряным белым крестом. В ту же эпоху крестовых походов, приблизительно через 20 лет после учреждения ордена больничников Св. Иоанна Иерусалимского, возник друrой могущественный рыцарский орден. Девять французских рыцарей, имена которых сохранила нам история, прибыв в Палестину, получили от короля Балдуина разрешение основать здесь новое рыцарское братство, имевшее целью действовать в союзе с иоаннитами против неверных, покровительствовать пилигримам, охраняя их путь, и блюсти храм Соломона. Последняя обязанность имела основанием то, что Балдуин отвел новому братству помещение в ограде Соломонова храма, отку да и произошло их название тамплиеров, или рыцарей Храма. Первоначально они отличались строгим исполнением 77 монашеских обетов и называли себя не иначе, как нищими воинами Христа. Их самоотверженное служение низшей братии приобрело им расположение королей Иерусалимских и христиан Востока. Утвержденный в 28 году папой, орден тамплиеров вскоре сделался весьма многочисленным и сильным, наводя трепет на врагов Креста. Храмовники имели знамя наполовину белое, наполовину черное, называвшееся Bauсeant, на нем была надпись Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу Рыцари носили сверх лат мантию из белой льняной ткани, украшенную красным так называемым патриаршим крестом с оконечностями в виде буквы Т по другим описаниям, этот крест был восьмиконечный, также красный, шитый золотом. В ХШ столетии орден тамплиеров достиг высшей степени своего могущества, и к нему стеклись несметные богатства и всевозможные привилегии, но с этого же времени стали появляться и признаки его духовного упадка. Чрезмерные богатства ордена внесли в не 10 обычаи роскоши и нравственной распущенности. К тому же он стремился к полной независимости от местных государей. В начале XIV столетия французский король Филишr Красивый, желая воспользоваться несметными богатствами тамп лиеров во Франции, потребовал от папы Климента V назначить следствие над злоупотреблениями ордена. Под этим предлогом он велел схватить гроссмейстера тамплиеров Якова Молэ и безо всякого суда подверг его и рыцарей ордена жестокой казни через сожжение. В других странах Западной Европы тамплиеры также подверглись суду и гонениям, и все имущества их отобраны были в пользу церкви. Таков был печальный конец.этого ордена. В Средние века и в эпоху Возрождения учреждались также и другие рыцарские ордена с таким же смешанным военно религиозным характером. Главнейшие из них были в Испании ордена Калатравы, Алькантары и Монтезы и в Германии орден тевтонских рыцарей. Рыцарский орден Калатравь 1основан был картезианским монахом Раймондом де Фитеро, который дал ему монашеский 78 устав 58 Он проявил себя блестящими подвигами в войнах с маврами Испании и Северной Африки и получил за это большие богатства и привилегии от королей Испании, которые со времен Фердинанда и Изабеллы всегда носили звание гроссмейстеров этого ордена. Он сохранил в Испании большое значение, хотя впоследствии и служил лишь знаком знатности рода. Орден Алькантары, основанный в Испании в 56 году, имел те же цели и судьбы как и предыдущий. Наконец, орден Монтезы, основанный в 13 17 году королем арагонским Яковом заменил в Испании упраздненный в это время орден тамплиеров, имущества которого перешли к нему здесь. Немецкий рыцарский орден меченосцев, или тевтонский, учрежден был в 28 году в Иерусалиме немецкими крестоносцами. Он был также монашеским. Рыцари его носили на белой мантии черный крест с несколько уширенными концами patte и с серебряной каймой на левой стороне. Первый их гроссмейстер, Генрих фон Вальпот, имел пребывание в окрестностях Акры, в Палестине, но особенную славу орден приобрел при гроссмейстере Германе Зальца 12 10 который примирил императора Фридриха II с папой Гонорием IIl6 за что получил от обоих большие имения и почетные привилегии для ордена. Тевтонские рыцари после того завоевали Пруссию, Ливонию и Курляндию и с 1283 года сделались обладателями всей страны между Вислой и Неманом. Своей столицей они избрали Мариенбург. Орден в это время достиг высшего своего процветания, и его господствующее положение в Германии имело д.ля Пруссии самые выгодные последствия. Но роскошь, проникшая в среду рыцарей, стала вредно влиять на религиозный характер ордена, и начавшиеся внутренние неурядицы явились главной причиной начавшегося Фердинанд Арагонский 1452 15 16 коро.,ь Арагона с 1479 г. Изабелла 145 504 королева Кастилии с 1474 г. Брак 1ежду ними в 1469 г. привел к династической унии Кастилии и Арагона, т. е. к фактическому объединению Испании. Фридрих Il 94 1250 германский король с 12 12 г., и 1ператор СвяuJен 1юй Рижкой ИМГ 1ерни с 1220 г. Го орий III римский папа 1J 12 16 1227 гг. 79 его упадка. Орден был вовлечен в бесконечные войны с Литвой и Польшей и в борьбе с последней потерпел тяжкое поражение в Грюнвальдской битве 14 10 где потерял свое знамя, сокровища и лучших своих вождей. Хотя после того гроссмейстер Генрих фон Плауен и вернул ордену на некоторое время утраченные им владения, но ненадолго. Польский король Казимир IV изгнал тевтонских рыцарей из Мариенбурга и они сохранили за собой лишь Восточную Пруссию с Кенигсбергом, причем должны были признать свою зависимость от Польши. Последним гроссмейстером ордена был Альбрехт Бранденбургский, принявший протестантство и этим освободивший себя от монашеских обетов и других обязательств. Он разделил владения ордена с дядей, королем Сигизмундом Польским который при этом признал его наследственным герцогом Прусским 1525 г Таково было происхождение дворянства и правящей власти в Пруссии. Альбрехт женился на дочери короля датского. Существование тевтонского ордена в это же время окончательно прекратилось. Кроме упомянутых рыцарских орденов с религиозным характером, возникало немало других, имевших светский характер. Мы остановимся здесь лишь на главнейших из них. Известный рыцарский орден Золотою рунп учрежден был в 1429 году Филиппом Добрым, герцогом Бургундским, графом Фландрии, с целью привлечь своих приближенных к участию в предполагавшемся тогда крестовом походе против турок. Хотя этот 1юход и не состоялся в то время, но орден продолжал существовать и существует и доныне как геральдическое отличие. Со времени брака Филипна Красивого с Иоанной Арагонской 1496 король испанский и император австрийский, каждый в своем государстве, считаются главами ордена Золотого руна. 7 Казимир IV 1427 1492 Великий князь Аито 1юшй с 1440 г ороль польский с 1447 г. 8 Сигизмунд I Старый 1467 1548 коrю. 1ь гю. 1ьс 1иЙ Ве. к й князь Литовский с 1506 180 В древней Франции существовали рыцарские ордена Св. Михаила, учрежденный в 1469 году Людовиком XI, и Св.Духа, который был основан Генрихом в 1578 году по rrримсру более древнего ордена того же названия, существовавше 10 во Франции в XIV веке, в эпоху крестовых походов. Из других рыцарских орденов, имевших характер военных братств, назовем еще орден Христа в Португалии XIV век Св. Маврикия и Лазаря в Савойе XIV век и Св. Стефан.а в Тоскане 156 1Вообще мы видим, что во времена процветания рыцарства, в особешюсти в эпоху крестовых походов, люди военного сословия тесно соединялись между собой, имея одни и те же идеалы и интересы. Уже с начала XII столетия вес рыцарство Западной Европы является замкнутой общиной с религиозным характером, хотя и без строго монашеских обетов, произносившихся, как мы видели, в некоторых рыцарских орденах. Доступ в эту общину открывался известно 10 рода служением. С этих пор рыцатство сделалось главной целью в вос итании благородного сословия. В Средние века уже вошло в обычай, что сыновья вассалов нри переходе из детского возраста в отрочество отвозились ко двору сюзерена или в замок какого либо уважаемого рыцаря, где они поступали на службу, сначала в пажи, а затем переходили в оруженосцы. Здесь они находили лучшую школу рыцарской учтивости сourtoisie и доблести. В то же время обычай этот являлся самым действительным средством для укрепления феодальных отношений, связывавших сюзерена с е 10 вассалами. Поступавшие таким образом на службу в рыцарский дом для обучения военному делу прежде всего обязаны были нести домовые должности служить при трапезе сюзерена dapifiri, senesсalсi иметь попечение о лошадях maresсalсi и т. Все они обозначались в Германии общим названием kпарреп отроков Такое военное обучение начиналось с семи или восьмилетнего возраста. Служба пажа или варлета varlet была nреимуществе ю при дамах, хозяйках замка, которых 0 сопровождал 8 1 на прогулках и на охоте. В onлary за эти услуги 0 пол ал обучение в пользовании легким оружием, в первоначальных познаниях по религии, а также в музыке, пении и игре в шахматы. В возрасте от 13 14 лет паж обыкновенно достигал производства в оруженосцы. Родители его, имея в руках зажженные свечи, приводили его к алтарю, где священник с молитвой и благословением передавал ему меч и пояс. Введение такой религиознои санкции в рыцарские церемонии, что мы встречаем, впрочем, не ранее времен Карла Великого, дало этому реЖдению его главнейшую силу и значение. И действительно, в этом смысле, и притом в самом точном, рыцарство может быть по справедливости названо религией Средних веков, ибо его влияние сказывалось в смягчающем его действии на грубые варварские обычаи, оно, несомненно, дало более мягкости и выработанности общественным отношениям этой эпохи. Главной обязанностью оруженосца famulus, armiger было сопровождать своего господина на войну или на турнир, носить в этих сл аях его щит sсutum, еси, sсhild, откуда произошло название eсuyer, sсhildknappe и вообще служить ему личным телохранителем. Перед сражением оруженосец вел за рыцарем боевого коня. На высокое седло этого последнего складывалось при этом боевое вооружение рыцаря, который сам ехал впереди на другом коне, одетый в более легкую походную одежду. Когда же насrупал час битвы, то оруженосец облекал своего господина в латы, соединяя отдельные их части с особой сноровкой, требовавшей продолжительного навыка. Во время самого боя он находился все время при своем господине, подавал ему новое копье, подводил коня, если рыцарь терял своего, устремлялся ему на выручку, если видел его в опасности, и часто выносил из битвы раненым и истекающим кровью в безопасное место, таковы были обязанности оруженосца, пока он не достигал 2 1года. Прослужив с честью в этом звании и доказав свою верность, храбрость и способность к военному делу, он в этом возрасте наконец сам поступал в военное братство рыцарей. 82 Переход от степени оруженосца к рыцарству сопровождался всегда большой торжественностью. Для посвящения в рыцари обыкновенно избирались праздничные дни, Пасха, Рождество, Троицын день, также дни коронований и т. п. Нередко rюсвящалось одновременно по несколько человек. Uерковная инвеститура в этой церемонии присоединялась к инвеституре феодальной, вследствие чего рыцарство могло быть принимаемо почти за религиозный орден. Рыцарский ритуал, l Ordene, есть, несомнешю, копия с римского понтификала он содержит степени, соответствующие священству, ювициату и ординациип. Обряды посвящения в рыцарство также представляют аналогию с церковными таинствами. Этим торжественным обрядам предшествовал строгий пост, всенародная исповедь и ночное бдение в вооружении veillee d armes которое посвящаемый проводил в церкви в молитве. На следующее утро, после омовения, е 10 об.л екали в новые одежды, сверх которых надевалась епанча с изображением герба. Следуя затем в церковь, ш 1приносил свой меч к алтарю, где священник благословлял последний. При этом произносилась особая молитва и давался обет защищать церковь, вдов и сирот и сражаться за христиан против неверных. После того r rроизносилась другая молитва и велась часть 44 го псалма. Затем посвященному предлагались его восприемниками рыцарями установленные вопросы о целях, побуждавших его искать рыцарства, и отбиралось от него окончательно клятвенное обещание. Тогда он получал от своих восприемников, а иногда и от присутствовавших дам свое рыцарское вооружение пояс, шпоры, кольчугу, латы, наручи, перчатки и меч. Вооруженный таким образом что выражалось французским словом аdоиЫ он наконец получал рыцарское посвящение посредством удара мечом плашмя по плечу или шее aссolade причем восприемник, обращаясь к посвящаемому, произносил Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Ноuи иат пос. 1уш 1шчество лица, готоuш Jиеся к принятию ю ашества. Орди ацня позпеденне в духопный сан хирото ня. Е а а д. 1н 1ый шнf 0ю 1ii парад ый или дорожный плаuJ. 83 Георгия делаю тебя рыцарем. Будь благочестив, смел и благороден Это торжественное посвяше ие считалось столь важ ым, что владетельные лица, как мы уже говорили ранее, нередко признавали необходимым поступать в число рыцарей, прежде чем принять королевский сан. Преимущество рыцарей заключалось в том, что они принадлежали к избранному, недоступному для непосвященных кругу людей, затем, каждый рыцарь имел право посвящать других в рыцарство ударом меча и принимать участие в рыцарских играх или турнирах torneamenta, tournois, turney. turnier Эти игры, по всей справедливости, можно назвать воспитательными учреждениями дворянского сословия в Западной Европе. Турниры являлись звеном, соединявшим мирную и боевую жизнь рыцаря. С точки зрения геральдики, рыцарские турниры представляют особенный интерес, так как они, по мнению Menlstrier и других ученых, не менее крестовых походов способствовали обычаю употреблять гербы. Они же ввели в эти последние некоторые свои атрибуты, как например, тур ирный шлем с его разнообразными и причудливыми нашлемными украшениями Helmkleinod, сimier, сresl турнирный воротник lambel а также некоторые геральдические фигуры, каковы, например, шеврон, столб, пояс и т. п., в которых геральдисты видят намеки на составные части турнирного барьера. От турниров же произошли во многих случаях изображения звезд и животных в гербах, на этих рыцарских состязаниях партии, оборонявшаяся tenants и нападавшая assail дnts часто избирали себе отличительные названия и соответствующие гербовые эмблемы. Так мы встречаем на турнирах рыцарей солнца, звезды, полумесяца, льва, дракона, орла, лебедя и т. п. Не забудем, что в то время свободный выбор герба еще предоставлялся каждому рыцарю. О тех же турнирах говорят нам копья, шпоры, шлемы, мечи, булавы и т. п. предметы вооружения, часто встречающиеся в рыцарских гербах. Ввиду такого значения турниров для геральдики, мы остановимся на этом интересном явлении рыцарского быта Средних веков более подробно.
| ||||||
© 2007-2024 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г. Примечание: на страницах проекта публикуются только издания, являющиеся общественным достоянием |